Галстуки в мужском костюме советской эпохи были чуть ли не единственным декоративным элементом (элегантно торчащий из кармашка платочек, зелёная гвоздика в петлице были уже явным излишеством), ну разве что ещё запонки придавали стиль. Но о запонках сегодня не будем. Поговорим о галстуках рубежа 50-х - 60-х годов.
Галстук был практически обязательным приложением к костюму. А костюм был вещью важной и статусной. Без костюма не пускали в приличные рестораны. Прийти в театр не в костюме было позволительно разве что юному студенту. На свидание тоже приветствовалось прийти в костюме... Вот герой фельетона журнала "Крокодил" и пошел на свидание, бездумно нацепив какой-то невзрачный галстушок...
Кадр из фильма "Наши соседи", "Беларусьфильм", 1957г. Сочетание клетки на рубашке и галстуке - рисковое с точки зрения любого стилиста...В субботу студент четвертого курса Алексей К. встретился у памятника Пушкину со студенткой третьего курса Валентиной Н.
Свидание протекало в духе нежнейшей дружбы и чуткого взаимопонимания. Было внесено несколько конструктивных предложений, из которых самым значительным явилось обоюдное желание пойти завтра в кинотеатр «Центральный», где шла «Колдунья». И вдруг в стройную симфонию их созвучных мыслей и чувств, вызванных радостным предвидением завтрашней встречи, ворвался диссонансом возглас Вали:
— Алеша, какой у вас ужасный галстук! Неужели вы и завтра придете в нем? Что за странный вкус!
— Я торопился,— пролепетал Алеша.— У меня есть очень красивый галстук. Ну, конечно, завтра...— И они рассмеялись, счастливые, исполненные радостных надежд
Надо ли говорить, что у робкого студента Алёши не было второго галстука, да и это он, возможно, одолжил у приятеля. Но галстук для мужчины тогда вполне соответствовал функционалу павлиньего хвоста, и ударить в грязь лицом Алёша не мог. Радостным весенним утром Алёша отправился по магазинам в поисках стильного, модного, элегантного галстука.
В отчаянии метался Алёша по галантерейным точкам, двенадцати московским универмагам, забежал в специализированный магазин и проскочил все линии и этажи ГУМа...
Кадр из фильма "За витриной универмага", "Мосфильм", 1955г. В роли комсорга Сидоркина в элегантном галстуке - юный Олег АнофриевВы думаете, скудная советская промышленность не выпускала галстуки? Дудки! Галстуки были. Галстуков было много. Очень много. Были скромные - от 6 рублей (NB: дешевле килограмма сахара - в конце 50-х он стоил 8 рублей!) и дорогущие за 36 рублей 70 копеек...
Но пойти в любом из них в кино на "Колдунью" (шведско-французский фильм! Прелестная юная блондинка Марина Влади в главной роли!) было никак невозможно.
Продавались галстуки, исполосованные во всех мыслимых направлениях. Были в клетку, как тетради для арифметики. Попадались усыпанные мелким крапом, будто их летом не уберегли от мух, и украшенные крупным крапом, будто их не уберегли от голубей. Были унылые для меланхоликов. Висели мрачные, которые хотелось не носить, а с горя за них «закладывать». Были цвета натурального кофе и цвета кофе «Здоровье». Не было лишь ни одного красивого... А стрелки часов приближались к шести.
Отчаявшегося Алёшу фельетонисты сплавили в нервную клинику посредством "Скорой помощи", приехавшей к впавшему в истерику студенту и разъяснили читателю всю остроту проблемы.
Кадр из фильма "За витриной универмага", "Мосфильм", 1955г. В элегантном красном галстуке - заведующий секцией готового платья в универмаге Михаил Иванович Крылов (Иван Дмитриев)Во-первых, по статистике гражданам мужского пола нашей страны на рубеже 50-х - 60-х, дабы удовлетворить их эстетические потребности, нужно было не менее 10 миллионов галстуков в год. Это не шуточки - эстетические потребности, между прочим, относятся к первичным - то бишь важнейшим. Но - галстуков производилось всего 7 миллионов! Три миллиона мужчин оказывались не охваченными модой, элегантностью и красотой. Приходилось остальным носить скромные, но устаревшие морально толстовки или косоворотки (что, право, не грешно, косоворотку жаловал и Никита Сергеевич Хрущев, между прочим!)
Почему же советская торговля не давала возможности выглядеть мужчине модно и достойно? А вот почему:
Предприятия, изготовляющие галстуки, можно перечислить по пальцам одной руки. Почти все они находятся в ведении Московского городского и областного совнархозов.Обратите внимание: Что взять с собой в отпуск к морю, чтобы было красиво и не тяжело?.
Что они сделают, то и бери. Это «законодатели» моды. Фабрики, вырабатывающие галстучные ткани, упорно не вводят в структуру тканей синтетические материалы: капрон, перлон, ацетатный шелк,— совершенно необходимые для качественных и художественных достоинств этого изделия. При этом они . кивают на совнархозы, не отпускающие им нужного сырья, совнархозы кивают на Госплан, а последний, которому кивать уже не на кого, хоть и не кивает, но сырья все же не дает.
Лучший галстук, как известно - шелковый. И шелкопряда в СССР разводили, и шелк как сырьё ввозили, ну неужели не было шелковых галстуков? Конечно, мировые дома моды делали галстуки из кашемира, шерсти, льна - но ткань на галстуки требовалась особой выработки. Она должна была хорошо держать форму и выдерживать многократное скручивание и завязывание. Шёлк, что шел на платьишки, не годился совсем. Но эти серьёзные резоны были глубоко чужды совнархозам. В плане-то учитывается количество, а не качество! Нет, была одна фабрика имени товарища Свердлова, которая выпускала галстуки из натурального шелка, но и ту закрыли! И приходится всем остальным предприятиям строчить "модные" аксессуары чуть ли не из плательного шелка с цветочками...
А ещё, казалось бы, мелочь - вкладыш для галстука. Особая сердцевина, которая помогала галстуку держать форму. Увы, шили её из фланели, которая гарантировала галстукам тряпичный вид и полную непригодность спустя пару недель носки.
Работники совнархозов и предприятий, ведающие этим делом, равнодушно взирают на печальную картину галстучного убожества. Годами не снимают с производства устаревшие рисунки. Новые же рисунки, получившие одобрение на выставках, в процессе прохождения от выставочного стенда до массового производства претерпевают столь разительные изменения, что их можно узнать только по присвоенному номеру.
И ведь работали же художники-модельеры! Работали художники по текстилю. Технологи производства. Но всё было напрасно.
Не удивительно, что наш несчастный герой - студент Алёша вскричал посреди палаты "нервной клиники":
— Почему, заботясь о том, чтобы жизнь наших людей была красивой и одежда их ласкала глаз своей скромной простотой и изяществом, мы не можем дать мужчинам, от имени которых я выступаю, добротный, красивый галстук? Почему?..
— Коллеги! — сказал профессор.— Я не нахожу ничего безумного в его словах. Напротив, мне кажется, что он говорит удивительно логично и высказывает вполне здравые мысли.
Были ещё и особые галстуки. Те, которые не производила советская промышленность. Их можно было купить у моряков, плававших за границу, у редких командировочных в соц-и капстраны. Чего только не было на этих галстуках - и пальмы, и обезьяны, и "змии". Вот, например в книге Галины Николаевой "Битва в пути" упоминается галстук передовика производства - скромная девушка Даша, не так давно перебравшаяся в город из деревни, удивляется диковине:
"И отчего это в городах все красивые? Сугробин, конечно, всех наилучше, но этот, который выступает, тоже красивый. Кудри зыбью, а на галстуке змии. К чему это змиев вышивать на галстуке? Может, есть примета такая?»
Знаменитая карикатура журнала "Крокодил", 1954, №6 "Папина "Победа", художник Б. Пророков. Непотребный галстук подчеркивает то, что молодой человек категорически не собирается строить социализм и окончательно морально разложилсяА были ещё интереснее, вот какой галстук нашли у малолетних преступников милиционеры из книги Германа Матвеева "Новый директор":
Вот полюбуйтесь!
С этими словами он приложил галстук к груди и повернулся к Горюнову. На широкой нижней части галстука была изображена женщина с рыжими распущенными волосами, в ярко-желтом платье.
— С фокусом, — подмигнул сотрудник и, нащупав пальцами ниточку, потянул за нее. Теперь на галстуке оказался рисунок совершенно голой женщины.
— Какая пошлость! — сморщился Константин Семенович.
— Да, — согласился Васильев. — Так сказать, натурализм. Американская продукция. И где он только откопал такую «красоту»?
Потянув за другой конец нитки, Васильев «одел» женщину и бросил галстук на стол.
Пожалуй, и иностранный галстук был недоступен нашему скромному герою...
Но на дворе стояли новые времена, которые призывали быть не только хорошими тружениками, но и людьми высокой культуры, в том числе и в одежде.
По материалам фельетона Бор. Юдина "От имени мужчины", 1959г.
Интересно? Щёлкайте по значку "нравится" - так материал увидит больше читателей, и оставайтесь с Умной Эльзой и её разноцветными историями большого и противоречивого Советского Союза!
Ещё о моде и 50-х годах:
Арифметика элегантности, или Пальто за трудодниЧердак Умной Эльзы6 декабряЗачем Советскому Союзу лыжники?Чердак Умной Эльзы1 декабряПро сталинскую высотку и... штаны, или Как "Работница" справедливости добиваласьЧердак Умной Эльзы7 ноябряЧто было прилично дарить в 50-е - 60-е годы?Чердак Умной Эльзы18 октября#мода #мужская мода 1950-х #история моды #галстук #ссср #сатира и юмор
Больше интересных статей здесь: Мода.
Источник статьи: Где взять стильный оранжевый галстук комсомольцу, или Галантерейные страсти 50-х.