"Альпийская симфония" Штрауса в живописи

В галерее East Meets West в московском "Артплее" открылась выставка "Импровизация на тему" - первая из цикла проекта куратора Татьяны Палеевой "Музыка повсюду". В галерее East Meets West в московском "Артплее" 14 мая открылась выставка "Импровизация на тему", которая стала первой из цикла рассчитанного на 2018-2019 годы проекта куратора Татьяны Палеевой "Музыка повсюду". Необычность события в том, что в основе сюжетов живописных работ лежит "Альпийская симфония" Рихарда Штрауса, а точнее, ассоциации, возникающие при ее прослушивании.

Ривка Беларева

В декабре 2017 года художники собрались в галерее для совместного эмоционального переживания "Альпийской симфонии", иногда называемой "репортажем о восхождении на гору", и работы над эскизами к будущим произведениям. В выставке, которая продлится до 12 июня, принимают участие Ривка Беларева, Умит Бек, Василий Власов, Наталья Георгадзе, Константин Инал-Ипа, Екатерина Кудрявцева, Владимир Курдюков (посмертно), Андрей Коровин, Алексей Ланцев, Владимир Панкратов, Геннадий Трошков. Некоторые из них не присутствовали на декабрьском погружении в "музыкальный экспириенс", но их работы оказались созвучны частям из симфонии Штрауса по интонации или стилистической направленности.

Идея Штрауса, выраженная в музыке, - восхождение на вершину горы и затем нисхождение, но сюжет можно понять и как метафору человеческой жизни, которая начинается и оканчивается небытием, на что указывало первое название произведения - "Антихрист. Альпийская симфония". Оно же отсылает слушателя к философии Фридриха Ницше с его образом сверхчеловека, сбрасывающего вниз устои и стремящегося к перерождению.

Ривка Беларева

Особенно интересны в этом ключе картины московской художницы Ривки Беларевой. Суть ее полотна "Башня", написанного под впечатлением части симфонии "Гроза и буря, нисхождение", - в крушении старого порядка. Падающее здание в потоках обозначенного белилами ветра символизирует бурю - буквальную и метафорическую, свержение старых идей и приход новых, смену парадигмы. "У Штрауса горы - не произвольная форма рельефа и не предмет географии, а та бесконечная космическая пустота, на фоне которой разворачивается человеческая трагедия. Ведь именно человек находится в центре симфонии, но не только его физическое передвижение и путешествие, но и внутренний путь, становление", - так интерпретирует Ривка музыкальный язык немецкого композитора.

Вторая картина Ривки - "Маг" - олицетворяет нового героя, сверхчеловека, во власти которого настоящее и будущее; того, кто стоит на вершине и обозревает мир, создав себя сам.

Ривка Беларева

Кроме того, у Ривки Беларевой есть живописная серия "Секретный сад", созвучная идеям "Башни" и слетавшая в январе на выставку во французский город Город Компьень. На каждом из восьми полотен изображены женщины, символизирующее погружение внутрь себя. Секретным садом в Италии эпохи Ренессанса назывался особый, скрытый от посторонних глаз частный сад - уединенное место, где хозяин оставался наедине с собой, своими мыслями, чувствами и воспоминаниями. В этой серии работ Ривка исследует различные состояния и формы человеческого сознания, памяти, психики. Это хроника бессознательных процессов, карта секретного пространства личности, внутреннего лабиринта.

Анна-Рут Биантовская