"Венера тряпичная" в Петербурге

У стен Эрмитажа вывален уголь. Статуя Венеры стоит напротив бельевой кучи. Работают холодильники. Звучит "Интернационал"... В Питере открылась выставка "Arte povera" в Зимнем дворце. Wikipedia

На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка "Арте повера. Творческий прорыв", которая продлится до 16 августа. Этой экспозицией музей отмечает 50-летие течения, напитавшего идеями многих художников, в том числе, Дмитрия Пригова или Ильи Кабакова.

На выставке представлены работы свыше полусотни работ итальянских художников второй половины ХХ века. "Arte povera" значит "бедное искусство" и его художники работали с повседневными и не самыми эстетичными материалами. В ход шли тряпки, газеты, ветви деревьев. Течение возникло в Италии как реакция на американский поп-арт, нарастание потребительской культуры. Сказалось и желание художников быть свободными и независимыми.

В Эрмитаже зритель может ознакомиться с произведениями как полувековой давности, так и последних лет. Кроме того, музей показывает предшественников Арте повера (Альберто Бурри, Пьеро Мандзони, Лучо Фонтана) — они отделены от основной выставки галереей-"мостиком", как в свое время были отделены импрессионисты от постимпрессионистов. Именно здесь размещен звуковой экспонат — "Интернационал" (Джильберто Дзорио, род. 1944), записанный в бельгийском городе Мехелене, том самом Малине, откуда пошло выражение "малиновый звон".

Один из "хитов" экспозиции - "Икона Арте повера» — "Венера тряпичная" (Микеланджело Пистолетто, род.1933). Она представляет собой статую, стоящую напротив горы белья.

чтобы воссоздать композицию, куратору пришлось потрудиться. "Художник указал размер, объяснил, как все должно лежать, выбрал зал, а дальше мы точно по инструкции, взяв в аренду тряпки, выложили работу", — раскрыл секрет подготовки Дмитрий Озерков.

Точно так же тщательно в экспозиции выверено и оформление залов: наличие или отсутствие занавесок и скамеек и их положение — как это всегда было в музее в 1970-е. Это тоже требование куратора, ощущающего преемственность при подготовке выставки. Ведь именно фигура куратора в свое время в Берне сформировала и определила течение Арте повера, представлявшее из себя отдельных авторов.

На экспозиции можно увидеть работы из Музея современного искусства Кастелло ди Риволи, Галереи современного искусства GAM и частных собраний. Помимо самих произведений, петербуржцам будут доступны лекции, обсуждения, фестиваль инсталляций и перформансов, а также интеллектуальный марафон.