Малыши обожают обезьянничать – они передразнивают и взрослых, и друг друга, повторяя любые, даже самые бессмысленные действия. Так они и играют, и учатся, как вести себя в той или иной ситуации. Имитируя манипуляции взрослых, дети познают этот мир.
Но если взрослый решит вдруг постоять на голове перед тем, как открыть пресловутую коробку, то и ребенок попытается встать на голову – хотя даже ему должно быть очевидно, что стояние на голове тут абсолютно не требуется.
При этом, сотрудники Сент-Эндрюсского университета и Университета Дарема полагают, что склонность детей к бессмысленному копированию все же сильно преувеличена, пишет Developmental Science. Чтобы окончательно развеять сомнения, они провели эксперимент, в котором участвовали больше двух с половиной сотен мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 6 лет.
Малышам видео, на котором четверо взрослых доставали капсулу со стикером из прозрачного пластикового ящика. В ящике было две камеры, и капсула лежала в одной из них; чтобы достать ее, нужно было нажать на специальный рычаг и отрыть дверцу камеры. В каком именно отделе ящика находится капсула, было хорошо видно, однако некоторые взрослые зачем-то открывали еще и пустую камеру – перед тем, как заняться камерой с капсулой. То есть как раз демонстрировали то самое бессмысленное действие, которое они как прилежные передразниватели должны были повторить.
Wikipedia
Но взрослые на видео не всегда выполняли бессмысленные действия. Например, в одном варианте видеоролика ненужную дверцу в коробке открывали трое из четырех актеров, или один из четырех, или вообще никто; соответственно, был и такой вариант, в котором все четверо делали ненужные действия. А дети полностью повторяли их только тогда, когда они видели, как все взрослые делают какую-то бессмыслицу.
При этом, если лишние действия делали трое из четырех актеров, то за ними все повторяли только 40% детей, а остальные действовали вполне разумно – так, как делал оставшийся один взрослый. Более того, если вслед за первой коробкой им давали открыть другую, а потом третью, то здравомыслящих детей становилась только больше: с каждой своей попыткой они как будто понимали, что тот взрослый, который не делает лишних движений, единственный из четырех ведет себя правильно.
Если же детям показывали видео, на котором лишние манипуляции с ящиком выполнял только один человек, то они его вообще почти не копировали – и действительно, зачем, когда трое других добиваются той же цели с меньшими стараниями.
В общем, да, малыши склонны копировать все и вся, но копируют они не хаотично, а с умом: если они увидят разные варианты того, как добиться какой-то цели, они вполне способны выбрать наиболее осмысленный вариант. А вот чтобы дети не выучивали всякой бессмысленной ерунды – это уже забота взрослых.