Wikimedia
Только вот есть в индуизме одна богиня, возраст которой точно известен: она появилась на свет в 1873 году - 145 лет назад. И зовут её Бхарат Мата - Мать Индия. Рассказывает Евгений Пахомов, ТАСС .
Образ Индии как богини сложился в конце XIX века в среде индийского национально-освободительного движения. И в 1873 году богиня впервые появилась в пьесе Кирана Чандры Банерджи, которая так и называлась "Бхарат Мата". Этот год и считается официальной датой её рождения.
Идея богини, ведущей страну к независимости, быстро прижилась среди борцов за свободу и вскоре приобрела визуальный образ. Вообще, индусская иконография непростая вещь: боги здесь могут изображаться и многорукими, и двурукими, важно и то, как бог или богиня одеты, стоят или сидят, что они держат в двух или нескольких руках. К тому же у каждого из них есть вахана - животное, на котором божество передвигается, а также использует как слугу.
Впервые новую богиню изобразил по индусским канонам бенгальский художник Абаниндранатх Тагор в 1905 году. Она одета в шафрановую одежду (цвет индуизма) и имеет четыре руки, в которых держит четки, белый платок (символ чистоты), свиток (символ знания) и колосья риса. Но вскоре более популярным стало двурукое изображение богини, правая рука с открытой ладонью направлена к верующим (жест благословения), а в левой - тиранга, трехцветный индийский флаг. Вахана тоже появилась - лев, один из национальных символов Индии, который роднит её с Дургой - одной из самых почитаемых богинь, тоже путешествующей на льве.
Wikimedia
Сегодня Бхарат Мату часто изображают стоящей на колеснице, запряженной четырьмя львами - и это не просто львы, а те самые звери с герба Индии, которые смотрят на четыре стороны света. Первый храм, посвященный богине появился в 1936 году в Бенаресе, его открывал сам Махатма Ганди. Правда, её скульптуры, вопреки традиции, там нет - но на полу храма выполнено изображение карты Индии.
С обретением Индией независимости в 1947 году появились еще несколько её храмов, в ряде городов были поставлены статуи, но культ этой богини как-то не слишком прижился. Люди продолжали молиться старым, привычным им богам.
Однако в последнее время, с приходом к власти "Бхаратия джаната парти", стоящей на проиндусских позициях, поклонение Бхарат Мате переживает возрождение. Националисты активно клянутся в верности богине. Лидеры коммуналистской партии "Раштрия сваямсевак сангх" (Союз добровольных слуг родины) призывают школьников каждый день выкрикивать лозунг-молитву "Да здравствует Бхарат Мата!", мол, это способствует патриотизму.
Изображения богини теперь можно увидеть повсеместно - на политических плакатах, в газетной рекламе и т.п.
Это вызывает недовольство представителей других религий, в частности мусульман. Они заявляют, что готовы принять Бхарат Мату как метафору, символ Индии, каковой, например, стала для Франции Марианна. Но не готовы прославлять её как богиню, которой следует поклоняться.
Споры идут довольно жаркие. Одни говорят: наша родина Индия. Другие уверяют: наша родина - богиня Индия.
Трудно сказать, можно ли заставить всерьез поклоняться символу, изобретенному полтора века назад как метафора независимости, но политики уже активно его используют. Год рождения Бхарат Мата - прекрасный повод задуматься о том, как религия и политика подчас шествуют рука об руку.