Жемчуг – драгоценный природный камень испокон веков высоко ценился и пользовался большой популярностью в кругах знати, да и не только. Так, еще Юлий Цезарь в Древнем Риме издал указ, запрещавший носить его женщинам не аристократического происхождения.
Собрание Музеев Катара. Фотография предоставлена Музеями Катара
В средневековье любовь к жемчугу не ослабла, а наоборот, приняла новые формы. Теперь он был символом Царствия Небесного, духовного возрождения, а также чистоты и непорочности Девы Марии. Именно поэтому им богато украшали одежды священников и церковную утварь, а в религиозных картинах он стал обязательным атрибутом Мадонны. В эпоху Ренессанса жемчуг символизировал чистоту и добродетель, поэтому ни один портрет невесты или матери благородного семейства не обходился без этого украшения.
В русской культуре эта драгоценность тоже имеет давнюю историю. Правда на Руси добывали у нас большей частью речной жемчуг. Им расшивали наряды и кокошники, оформляли оклады икон, церковные лари и многое другое. Любовь к перлам можно проследить, глядя на портреты российских императриц и дворянок.
Впрочем, как бы не менялась эпоха, а жемчуг всегда оставался в моде, достаточно вспомнить Коко Шанель, умело сочетавшую бижутерию с непременным жемчужным ожерельем. Думается, что и модницы XXI столетия по-прежнему мечтают о нитке натурального жемчуга. И выставка из Музеев Катара очередная иллюстрация этого любовного феномена.
История Катара тесно связана с историей жемчуга, который добывали в водах Персидского залива еще пять тысяч лет назад. Этот драгоценный камень был главным предметом международного экспорта, но в ХХ веке Катар стал экспортировать нефть, а жемчуг стал предметом культурной истории государства.
Первый зал выставки посвящен рассказу о зарождении жемчужины в раковине. Оказывается, виной тому вовсе не песчинка, как думают многие, а паразит, попавший в раковину моллюска. Кроме того, здесь можно понять, почему жемчуг бывает белый, розовый, желтый или черный – он принимает цвет ракушки, в которой зарождается. В качестве иллюстрации – сами раковины и жемчужины различной формы, цвета и размера.
Собрание Музеев Катара. Фотография предоставлена Музеями Катара
Конечно же главный мотив выставки – ювелирные изделия. Здесь и традиционные украшения тибетских женщин, выполненные из жемчуга, кораллов и бирюзы. Кулон в виде льва и брошь в форме карнавальной фигурки из Италии XVIвека. Ожерелье в индийском стиле XIX века из Бухары, броши эпохи Модерн и многое другое. И все это жемчужное великолепие выставлено в шкафах-сейфах XIX века, добавляя всей истории особый колорит.
Из любопытных вещиц можно отметить кольцо Элизабет Тейлор с крупной жемчужиной диаметром 14,5 мм. После смерти актрисы в 2011 году аукцион Christie's продал коллекцию ее драгоценностей за 116 миллионов долларов. Среди 80 предметов, которые ушли с молотка, возможно было и это кольцо, приобретенное Музеями Катара.
Другой забавный экспонат - брошь в виде губ Мэй Уэст, придуманная Сальвадором Дали в 1949 году, когда художник, увлекавшийся дизайном, решил создать свою коллекцию ювелирных украшений. Брошь олицетворяет присказку "губы как рубины, зубы как жемчуг" и выполнена ровно из тех же материалов. В 1950-е коллекцию Дали воплотил его друг ювелир Карлос Алемани. Но брошка из катарской коллекции–это повтор, выполненный в 1995 году американцем Генриком Кастоном.
Внимание привлекает и произведение нашего современника - вьетнамского художника и дизайнера Сэма То Доунга, создавшего ожерелье "Иней" в виде ветки дерева из окисленного серебра, на которой с помощью мельчайшего речного жемчуга он "вырастил" кристаллики льда…
Собрание Музеев Катара. Фотография предоставлена Музеями Катара
Однако самые дорогие и изысканные украшения,те, что носили представительницы королевских династий. Среди таковых – тиара эрцгерцогини Марии Валерии Австрийской,любимой дочери императора Франца Иосифа I и его жены Елизаветы, известной, как Сисси. Тиарас крупными грушевидными жемчужинами, из коллекции королевского Ганноверского дома, правившего Великобританией с 1714 по 1901 годы – время, именуемое в истории Англии Георгианской эпохой. Есть и другие тиары, которые к тому же при желании превращаются в ожерелье, что безусловно очень удобно.
Собрание Музеев Катара. Фотография предоставлена Музеями Катара
Но самая дорогая и великолепная – тиара леди Ханны графини Росбери, единственной дочери банкира барона Майера де Ротшильда.Как известно, Ротшильды были не королевских кровей. Однако, после смерти отца Ханна оказалась одной из богатейших женщин в Англии. Родственники надеялись, что она выберет мужа из английской еврейской общины. Однако Ханна, которая была полновата даже по меркам Викторианской Англии, привлекла внимание молодого красавца Арчибальда Филиппа Примроуза Пятого графа Росбери, его поразила скромность, простота и ум девушки. Обе стороны – Ротшильды и английские аристократы – были против такого союза. Родственники невесты даже не пришли на свадьбу. Бракосочетание состоялось в 1878 году, именно к этому событию и была изготовлена означенная тиара. Вопреки ожиданиям, брак оказался счастливым, а Ханна прекрасной женой и матерью четверых детей. В 39 лет она умерла от брюшного тифа и Арчибальд надолго был убит горем. Он сделал прекрасную карьеру, стал премьер-министром, но никогда больше не женился… Такова история этой тиары, изготовленной ювелирным домом Garrard, который с 1735 года создает украшения для британской королевской семьи. В ней россыпь бриллиантов и 13 крупных жемчужин в форме "груш" и "пуговиц". В 2011 году она была продана на аукционе Christie's более, чем за 1,1 млн фунтов стерлингов. Видимо, Музеям Катара.
Выставка будет гостить в Москве до 1 октября.
Елена Вербина