Вы не оставляете чаевые? Совладелец известного минского заведения с вами согласен

Практика чаевых: где, что и почем?

Туристы, отдыхающие в недорогих отелях Турции или Египта, знают, что без пары долларов чаевых обслуживающий персонал будет относиться к гостям, скажем так, не слишком притязательно. Заселение будет проходить дольше обычного, в баре для вас не окажется пенного напитка, а номер будет убираться недостаточно тщательно и, о горе, на лебедей из полотенец на кровати тоже рассчитывать не придется.

А в некоторых курортных заведениях чаевые требуют даже сверх счета со строкой Servise (это значит, что «чай» уже включен в счет). Журналистка Velvet.by однажды столкнулась именно с такой ситуацией: управляющий одного популярного ресторана в Шарм-эль-Шейхе начал требовать доплатить за обслуживание, едва ли не срываясь на крик.

Вы не оставляете чаевые? Совладелец известного минского заведения с вами согласенЧаевые в Египте могут стать неприятным сюрпризом

Все понимают, что в этих странах обслуживающий персонал действительно выживает за счет чаевых, поэтому так рьяно отстаивают свое негласное «право» на них. А вот в США, к примеру, давать чаевые заведено, вне зависимости от качества обслуживания. При этом платит американец 15-20 процентов от счета. Ох, и понравились бы они туркам и египтянам!

В Японии или в Новой Зеландии чаевые просто не приняты: официант получает заработную плату и может обидеться на такое «подаяние».

Вы не оставляете чаевые? Совладелец известного минского заведения с вами согласенОтправляясь в Японию, помните: чаевые здесь не уместны

Как дело обстоит у нас, в Беларуси?

«Чаевые официанту приветствуются, но остаются на ваше усмотрение» — в наших заведениях нередко можно встретить такую надпись в чеке. В Беларуси налоги с чаевых не уплачиваются, и в счет они не включаются. Оставлять или нет — этот вопрос решает сам клиент. Это, скорее, дань традиции.

При этом, если в США с их «чаевыми» традициями оставляют всем: парикмахерам, автослесарям и водителям, то у нас считается нормальным заплатить официанту, реже — курьеру доставки или таксисту. Соучредитель известного минского заведения поясняет: «Главный секрет чаевых в том, что их можно не оставлять: в стоимость блюда включено обслуживание, коммунальные платежи и другие расходы». Но это мнение хозяев заведений, а что думают простые работники?

Игорь, бывший официант, а ныне — курьер сети пиццерий, объясняет:

— Зарплаты у официантов действительно маленькие: один час работы стоит 2-3 рубля, где-то даже один. Представьте: за 180 часов работы ты получаешь 180 рублей. Работать с людьми не так-то просто: все клиенты разные. Могут нахамить, обозвать в подпитии.

Помню случай с коллегой, когда клиенту не понравился суп, а досталось почему-то бедной девушке. Он ей высказывал, где он был в ее годы. Конечно, девушка эта чуть ли не в слезах убежала, за что еще и штраф получила.

Курьерам чаевые почти не оставляют, разве что, когда заказ условно на 19 рублей, дают 20 и не забирают сдачу. Но и оклад выше, чем у официантов.

Конечно, я за чаевые. Сам всегда оставляю 10 процентов от счета, как принято. Только если мне что-то совсем не понравилось: например, слишком медленное обслуживание или незнание меню официанткой — тогда не оставляю.

Вы не оставляете чаевые? Совладелец известного минского заведения с вами согласенА вы оставляете чаевые?

Однажды был такой случай: мы с друзьями поехали в поездку во Львов, и я был единственный, кто буквально заставлял других оставлять чаевые — никто из ребят просто не хотел этого делать!

Мы были в очень душевном заведении, где официантка трижды приносила воду со льдом одному парню, повар лично выносил еду и интересовался, как нам блюда и много других приятных мелочей. И даже в этом заведении ребята просто встали и ушли, заплатив ровно по счету. Хотя уровень львовских заведений и близко не сравним с нашими: так, как там обслуживают гостей, как о них заботятся и стараются удивить, не увидишь ни в одном минском месте.

Мое хорошее настроение, положительные эмоции и впечатления от заведения, даже от того, куда ты заходишь просто поесть — вот за что, я считаю, можно и нужно поблагодарить официанта.

А с другой стороны… Может, не стоит?

Наталья, бухгалтер, постоянный посетитель заведений Минска, объясняет, почему она против чаевых в принципе:

— Помните фильм «Бешеные псы» Тарантино? Там был герой: Мистер Розовый. И он четко обозначил свою позицию: «почему я должен платить чаевые именно официантам? Кассиры в Макдональдсе тоже обслуживают нас, но им ведь чаевые никто не платит! И вообще, если у официантки маленькая зарплата — пусть увольняется».

Интересно, что Стив Бушеми за эту роль получил награду «Лучшая роль второго плана». Возможно, именно из-за этого диалога: может потому, что жюри тоже люди, они ходят в рестораны и чувствуют эту несправедливость?

Я ведь также своим трудом заработала эти деньги, мне их никто не подарил — хотя мне приходилось также быть вежливой с людьми и обслуживать их. Вообще, по каким критериям определяют, кому давать «на чай», а кому нет? Если это мне диктует общество просто потому что так принято и веских причин больше нет — то я платить отказываюсь.

В конце концов, это ведь неквалифицированный труд, почему у них зарплата должна быть большой?

А что думают эксперты?

Экономист Стивен Холланд назвал чаевые способом «разделить риски» между клиентом и официантом. В самом посещении ресторана присутствует некоторая неопределенность — посетитель соглашается уплатить определенную цену, еще не зная ни качества еды, ни уровня обслуживания.

Чаевые помогают сократить риск: если качество сервиса не устроило покупателя, он может оставить на чай меньше или не оставить вовсе — не переплачивая за некачественные услуги.

Вы не оставляете чаевые? Совладелец известного минского заведения с вами согласенВкусная еда и хорошее обслуживание — отличный повод оставить чаевые

Конечно, каждый решает сам, оставлять ли чаевые или воздержаться от этого. В целом, это нормальная практика небольшой благодарности за хорошее времяпровождение. Мы в Velvet.by считаем, что ко всему нужно подходить разумно и благодарить чаевыми не всегда без разбору, а тогда, когда обслуживание действительно понравилось или подарило приятные эмоции.

А что вы думаете по этому поводу?

VELVET