Голубые и бирюзовые, желтые и оранжевые домики с нишами, зарешеченные балкончики, узкие улочки, по которым бродят коровы и козы, где скачут мартышки и носятся сумасшедшие мотороллеры - таким встретил нас Бенарес, таким, конечно, без мотороллеров, не так давно были и европейские города. В средние века выгребные ямы и в Европе рыли прямо под домами, по улицам текли нечистоты, а горожанам иногда приходилось переходить дорогу на ходулях.
фото Ольги Никушкиной
Здесь тоже надо внимательно смотреть под ноги –коровы и козы, голуби и мартышки оставляют свои пахучие следы на улицах, а мотороллеры размазывают их по всему городу.
Однако всё это можно простить и даже не заметить ради красоты и честной неподдельности древнего города.
Средневековые узкие улочки, веселые разноцветные домики, древние храмы и фабрики шалей, торговцы уличной едой, которых не очень аккуратно объезжают тележки мусорщиков и мороженщиков… мимо которых с криками почти бегут к реке похоронные процессии…
Считается, что название города Варанаси, вероятней всего, происходит от названий двух рек – Варуны (тезка божества воды Варуны), которая впадает в Ганг севернее священного города, и Асси, которая соединяется с Гангом южнее его. Англичане расслышали это название как Бенарес. Так они и называют его до сих пор. Так проще и моему старомодному уху.
фото Ольги Никушкиной
Индусы верят, что город основал бог Шива, Варанаси упоминается во многих священных текстах - Ригведе, Сканда-пуране, Рамаяне, Махабхарате и других… Шива или нет, но, считается, что городу более 3000 или даже более 5000 лет, и многие века он остается ремесленным центром по производству муслина и шелка… и местом паломничества. Причём не только индуистские паломники тянутся в эти места.Говорят, что недалеко от Бенареса в Сарнатхе, Будда прочитал свою первую лекцию (для тех, кто считает его философом) или проповедь (для тех, кто считает его богом). Во времена этого великого учителя, здесь был крупный буддистский образовательный и художественный центр. Так что паломники-буддисты тоже стекаются сюда, к берегу Ганга и живут в окрестностях Бенареса. Сам Варанаси известен ещё и как столица позднесредневекового царства Каши, с правителями из брахманской династии Нараян.
Город мертвых и перерожденных
О Бенаресе или Варанаси чаще всего пишут, как о городе мертвых. В самом деле, похоронные процессии почти непрерывно стекают к берегам Ганга, погребальные костры на священных гхатах ("ступени", "спуск к воде" на санскрите и хинди), набережных Ганга, горят круглосуточно. По Гангу движутся лодки с дорогими дровами для этих костров – согласно, местным традициям, покойника нужно сжигать по всем правилам, и даже дрова должны быть из определенных пород дерева.
фото Ольги Никушкиной
Индуисты считают, что если умершего сжечь именно здесь, его ждут всяческие привилегии при перерождении: грешникам могут проститься их грехи, а праведники, возможно, даже "перепрыгнут" через варну (санскр., varṇ, "качество, цвет, категория") – в индуизме принадлежность с рождения той или иной варне определяет социальный статус - и родятся заново уже высокородными, уважаемыми людьми. А если повезет, то смерть в этом городе даже приведет к освобождению от цепи перерождений и обретению спасения – мокши, прекращению страданий слиянию с благословенным абсолютом.
Поэтому индусы, которые, как мы помним у Высоцкого, придумали "хорошую религию", не считают Варанаси городом смерти, для них Бенарес – город быстрого и легкого перерождения. Здесь есть даже специальный хоспис для больных и старых людей, которые специально приехали сюда умирать. Это "Мукти Бхаван" или "Дом спасения" – существующий на пожертвования отель, в котором останавливаются люди, приезжающие в Варанаси умирать. Правда, говорят, что живущих в "Мукти Бхаван" больше двух недель все же просят покинуть его стены.
Надежда остаётся
Старинные гхаты по-прежнему цель правоверных индуистов, паломников в шафрановых одеждах, стекающихся сюда со всей страны. Кто-то приезжает на машинах и автобусах, а кто-то по всем правилам идёт пешком от собственного дома, а затем совершает омовение в каждом из гхатов.
фото Ольги Никушкиной
Не только паломники, но и жители города встречают здесь рассвет и закат, совершают богослужения, омовения, отдыхают, сюда они приходят посмотреть на огонь, как считается, который, не гаснет уже много веков.
Между купальщиками и площадками для кремации спокойно сидят люди и чистят зубы водой из Ганга. По их мнению, какой бы грязной ни была вода, она не может принести вред: Ганг – священная река и богиня, так что от общения с ней никаких болезней быть не может.
"Я здесь родился, я должен здесь умереть, и я надеюсь, что снова буду рожден в Варанаси", - сказал наш мальчик-гид, который водил нас по средневековым улочкам, показывал древние храмы, подземные святилища и дворцы, построенные махараджами для паломничества в Священный город. И наш гид тоже надеется на счастливое перерождение.
фото Ольги Никушкиной
Вот почему у многих, кто идёт за похоронными носилками лица вовсе не грустные – они уверены, что для покойника все сложилось самым лучшим образом. Он умер именно здесь. Я только однажды увидела слезы в глазах пожилой женщины. Всё-таки смерть родственника или старой подруги в некотором смысле конец чего-то важного для каждого человека, во что бы он ни верил. Ведь жизнь уже никогда не станет прежней. А вот надежда остаётся.
Ольга Никушкина, Нью-Дели – Бенарес – Нью-Дели