Об ответственности, выборе, учебе и влиянии пиарщика мы поговорили с пиарщицей компании «Воля» — Инной Калининой.
О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ДЕТСКИХ МЕЧТАХ
До старшего школьного возраста я была уверена, что буду работать дизайнером женской одежды, так как я очень много рисовала в детстве. И просто очень люблю это занятие. Однако, моей первой работой стала профессия юриста, ведь рисование — это не серьезно. Поэтому рисунки остались дома на холсте, как хобби.
Да, у меня есть юридическая практика, я работала в банках. В какой-то момент я начала параллельно заниматься организацией ивентов и поняла, что это мне нравится больше. Несколько лет своей жизни я посвятила ивент-индустрии до тех пор, пока мне не пришлось самостоятельно продвигать одно мероприятие (пиарщика в штате не было).
Тогда я втянулась в профессию пиарщика — много училась, работала бесплатно на пиарщиков, чтобы получить знания и так приобрела опыт и знания, которые мне позволили работать в этом направлении. Я занималась пиаром личности и для меня это было сложно. Нужно было стать полностью его тенью, его помощником, похоронить себя, как личность, а жить жизнью этого человека. Я поняла, что из этого выросла и начала двигаться в корпоративных коммуникациях.
И вот последние лет 5 я занимаюсь только пиаром без смежной деятельности.
Мне нравится. В юр практику не вернулась бы.
О СЛОЖНОСТЯХ РАБОТЫ ПИАРЩИКА
Самое сложное в работе — это стрессы. Они есть всегда. И здесь есть только два варианта борьбы с ними — или быть полным пофигистом, или получать кайф от всего. У меня не получаются оба этих пункта, поэтому я стараюсь просто избегать стрессов. И это получается успешно.
Кроме того, нужно всегда держать руку на пульсе. Все дело в том, что профессия пиарщика очень динамичная. Например, еще три года назад никто из нас не использовал социальные сети (особенно Facebook), как площадку для продвижения своих платформ, для коммуникации с лидерами мнений.
Сейчас пиар диджитализируется. Как я люблю говорить, «диджитал плюс пиар равно любовь». То есть, хорошему пиарщику стоит разбираться во всех этих нюансах.
О ТОНКОСТЯХ РАБОТЫ ПИАРЩИКА
В пиаре есть несколько сегментов. Есть «серые кардиналы», которые стоят за брендами или публичными людьми, на которых работают. Они всех себя отдают бренду/человеку, на которого работают.
Есть люди, которым важен «селфбрендинг» — они ходят на мероприятия и продвигают себя.
Есть симбиоз — здесь в первую очередь важна твоя работа, а в свободное время (если оно есть) можно продвигать себя.
Лично я никогда не сравниваю пиарщиков публичных личностей и пиарщиков больших брендов (корпоративных). Это два разных направления, которые кардинально отличаются друг от друга. У них разные графики работы, сама работа. Разное все.
Например, сейчас стало модно делать топ-100 пиарщиков страны и для меня большим удивлением является то, что в эти «топы» входят люди, которые занимаются пиаром шоу-бизнеса и моды. Однако, их влияние на людей и их количество куда меньше, чем у корпоративных пиарщиков. Так как влияние компании больше, чем влияние одной персоны.
Но я предпочитаю не сравнивать оба эти «цеха», так как в каждом «цеху» свои нюансы есть.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ ПИАРЩИК
Если мы говорим о пиаре персон «первого эшелона», то в оплате пиарщика здесь должны быть и суммы соответствующие. Однако, если говорить про нижнюю планку оценки специалиста, то здесь есть несколько критериев.
Во-первых, это арендная плата квартиры в Киеве за месяц, потом твои личные расходы, а потом развлечения. Все это должно укладываться в твою зарплату — нельзя жить постоянно в кредит.
Пиарщик должен ценить свой труд, оценить который очень просто. Жизнь, еда, развлечение, образование, а потом добавлять к этому то, как он себя оценивает по своим достижениям и кейсам.
Минимальная плата — увеличенный в несколько раз прожиточный минимум. Моя зарплата – коммерческая тайна, информацию не разглашаю.
О ПЕРВЫХ ПРОЕКТАХ
Мой первый проект, как пиарщика предполагал, что мне нужно было найти журналистов и блоггеров в Дубай на Dubai Fashion Week, они должны были пообщаться с людьми, для которых мы там организовали мероприятие. Мы тогда всех нашли, но так как это был серьезный международный кейс, в рамках которого я была вынуждена удаленно руководить проектом.
Еще один проект мы делали совместно с журналом Pinkразворот и обложку с Натальей Водяновой в рамках работы с брендом Etam.
Мы договаривались с пресс-службой Натальи — у нее очень загруженный график. Было около 8 минут интервью, которое она дала Ульяне Бойко (на тот момент главный редактор Pink). Это все происходило в сжатые сроки, но у нас получилось все и даже больше. И это было интересно.
О ПРЕСС-РЕЛИЗАХ
Пресс-релизы — это боль не только прессы, но и самого пиарщика так как профессия нивелируется и часто берут кого попало.
Я, как специалист, не люблю пресс-релизы. Рассылать их — это, по большому счету, неблагодарное дело. Однако и здесь стоит понимать, что есть национальная пресса, а есть региональные маленькие издания, которые надо снабжать новостями.
Это значит, что хороший пресс-релиз должен быть наполнен максимально новостями, которые можно использовать в публикации.
Также рассылать всем подряд свои релизы категорически нельзя, однако, если вы хотите поработать с конкретным журналистом, то просто с ним пообщайтесь.
Если пишется пресс-прелиз, то проверьте орфографию, пунктуацию, прикрепите логотип компании, фотографии. Текст не должен находится в теле письма, но быть в документе. Можно дублировать на два языка.
ВАЖНОЕ В РАБОТЕ ПИАРЩИКА
Для каждого специалиста важно его признание, как профессионала. Если ты или твои коллеги сделали кейс, ты им поделился, он находит отклик у пользователей и медиа, то это самое важное в работе.
Не рейтинги, но изменения, которые ты делаешь для бренда, компании и тд. Одни говорят, что пиарщику нельзя поставить никакие KPI, другие ставят в KPI количество статей или откликов — это все можно наштамповать или подмухлевать. Для меня KPI — это нечто другое.
Если ты смотришь, что увеличение уровня знания бренда растет, положительные отзывы растут, твою работу обсуждают, твои друзья видели твою работу — это показатель и это самое важное в работе пиарщика.
ОБ ОТВЕТСВЕННОСТИ
Для меня моя работа значит — ответственность. Это осознание приходит тогда, когда тебе дают карт-бланш и его нужно использовать во благо компании. Это не только про денежный ресурс, это про кредит доверия, который необходимо оправдать. И это много стоит и это очень важно. Это действительно очень серьезно — мое действие или его отсутствие повлечет за собой результаты. И пусть лучше эти действия будут положительными.
Пиарщик — тот человек, который начинает некую цепочку реакций. Поэтому, когда я говорю, что пиар – не шутки и не каждый может этим заняться это не только про вызовы в три часа ночи. Это про ответственность, которую нужно брать на себя.
Пресс-релизы с ошибками — это отсутствие ответственности к своей работе. Но в то же время, факапы случаются у всех. Среди известных — рассылка новости в открытой копии всем партнерам и журналистам. К тому же, все хайпы и слухи живут несколько дней. Важно только достойно из этого выйти и преподнести себя.
Важно ценить себя, свое время и здоровье. Ведь часто все ошибки происходят из-за усталости, а значит нужно уметь отдыхать, что очень сложно.
Ничего экстра не произойдет, если ты делегируешь свои полномочия на короткий период и просто передохнешь. Из каждой ситуации есть два выхода: первый и второй.
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ
Сейчас открывается очень много бизнес-школ, курсов, которые обещают за пару недель сделать из тебя специалиста в области Public Relationship. Это невозможно, но это не значит, что для того, чтобы стать пиарщиком тебе нужно учиться пять лет. Тоже нет.
Но важно понимать, что нельзя просто взять и прийти на позицию пиарщика. Нужно попробовать себя на позиции стажера, младшего специалиста и только тогда понять, и заслужить позицию пиарщика.
Однако, я сразу хочу сказать, что это не легкая работа. Пиарщик — это не про «сделать 25 постиков в фейсбуке, договориться с девочкой, о том, что она сделает обзор и разослать всем СМИ прес-релизы». Нет. Если ты называешь себя специалистом в чем-то, то будь им.
Сейчас очень нивелируется эта позиция, как пиарщика. И это неправильно. Ведь, это человек, который отвечает за репутацию.
Пиарщик должен уметь писать, иметь критическое мышление, уметь анализировать, быть грамотным и обладать чувством вкуса. И всегда понимать «зачем ты это делаешь?».
ГЕРОЙ: ИННА КАЛИНИНА
ФОТО: ИВАН ХАЧКАРДЖИ
БЕСЕДОВАЛА: МАРИЯ САРТАНИЯ