фотограф Артём Козарев
Согласно одной теории, обитаемая людьми Земля вращается вокруг Солнца, а вокруг ядра атома вращаются не менее обитаемые электроны. Может быть, так же и черви располагаются где-то на воображаемой орбите и имеют свою цивилизацию? В конце спектакля есть намек и на основание религии (съели плоть и кровь своего бога), но далее в эту тему авторы спектакля решили не углубляться.
Все действие – одна сплошная метафора. Черви, жившие в тесной банке и в один прекрасный момент выпавшие, как ребенок из чрева матери, на свободу, оказавшиеся "вовне", имеют и бога, и черта, он же – их главный враг Крот (Александр Антипов). План его убийства – во имя не только вольной жизни, но и любви. Есть у червей и надежда, их посещают страхи, но главное – они на свободе, хотя и под угрозой войны. Вот оно, желание свободы и счастья. Что еще нужно человеку? А если он попадет в выгребную яму? Там ему грозит смерть. А вот персонажам спектакля – наоборот, сладкая жизнь.
фотограф Артём Козарев
Поэтому одна из интересных тем, поднятых в панк-опере, – тема относительности. То, что обыденно и даже противно для одного, выглядит желанным счастьем для другого. Как тут не вспомнить реплику Ужа из "Песни о Соколе" Максима Горького: "Ну, что же – небо? – пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!". Кстати, в другом стихотворении классик ошибся, написав:
"А вы на земле проживете,
Если повернуть мюзикл под другим углом, то, возможно, черви, падающие в выгребную яму, – это люди, вернее их души, попадающие в Чистилище, и они ждут там "добра" – во всех смыслах. Оно, кстати, сыпется сверху в виде яркого конфетти. А черви поют о поисках счастья, любви, философского камня – в мире, который люди считают недостойным своего внимания. Так же, как практически не считают достойным своего внимания мир бездомных, а высокопоставленные и просто богатые россияне не вглядываются в жизнь простых людишек с их мелкими горестями и радостями.
фотограф Артём Козарев
Действие заканчивается фактически съедением червями своего бога – Виктора (Роман Сорокин), который дал им жизнь и освободил, отправив жить "вовне". Вряд ли это насмешка над любой из религий. Скорее – намек на круговорот в природе теорий, воззрений, стилей жизни, любви и ненависти, неравенства и счастья, войны и мира.
Московский театр поэтов официально существует с осени 2016 года как филиал Центра драматургии и режиссуры, его художественный руководитель Влад Маленко ранее 20 лет прослужил в Театре на Таганке. Среди "отцов-основателей" театра – авангардный музыкант Сергей Летов, он участвует в музыкальной составляющей панк-оперы. По словам Влада Маленко, он хотел бы, чтобы Московский театр поэтов стал продолжением поэтической линии Театра на Таганке. "Черви" – четвертый спектакль в репертуаре Театра поэтов.
Анна-Рут Биантовская