Если у вас есть дети, время и желание провести остатки Новогодья со смыслом, а кстати и заработать, - еще не поздно. Пока идут Святки - 12 дней, с 7 по 18 января.
Святки, святые вечера - так издавна называют в России дни празднества и веселья, посвященные празднику Рождества Христова. Они длятся до Крещения.
Святки являют собой странную смесь языческих обрядов с христианскими традициями. Понятно, что из язычества родом гадание, игры, наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением. Собственно, как и "славление", то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. А вот в самом слове - "святки" - скрыто значение, святость дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие.
На Руси святки праздновались всеми, но в основном это было время молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.
Моя подруга и ее девочки пару лет назад впервые попробовали "славить" в своем, отдельно взятом московском доме. Как ни странно, пароль "Приходила коляда накануне Рождества", в общем-то незнакомый современным москвичам, действовал безотказно. Открывались практически все двери. Может быть, это праздник делает нас по-детски доверчивыми? Забавно, но большой полотняный мешок наполнялся с непредвиденной скоростью, дальше в ход пошли полиэтиленовые пакеты. Люди даже как-то смущались и извинялись, что дают мало. Прилично заработали! Не говоря уже о всевозможных сладостях. Дети, правда, долго подозревали, что в любой момент к ним домой может нагрянуть милиция.
Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, нищий, цыгане, всевозможные звероподобные, Баба-Яга, черт, смерть с косой и пр. Человек под маской на время как бы выводился из рамок обычных норм поведения. "Цыганки", с картами в руках, отыскивали желающих узнать свою судьбу, предсказывали будущее, нередко намекая на некие интимные обстоятельства. "Знахарки" предлагали врачебные услуги, обещая к больному месту приставить пиявки. Доверчивых пациентов при этом обливали водой, которую приносили с собой в бутылках - якобы с пиявками. Все, кто "рядился" в маски, должны были потом, на Крещение, искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех.
Поскольку святки, по народному поверью, время особого разгула нечисти, люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или недобрый человек. Примечали погоду в каждый день святок. Первый день давал основание предполагать, какой она будет в январе, второй - в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.
Второй день Святок должен был быть посвящен посещению больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Еще в XIX веке считалось долгом каждого христианина на Святках посетить больницу, сиротский приют и тюрьму: рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников.
На Святках, как и в течение поста, Церковь не совершает бракосочетаний. Но поскольку пост к этому моменту уже проходил, начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях русского общества. Татьяна Ларина, русская душою, как мы помним, именно в такой ситуации и была отдана генералу Гремину - не где-нибудь, а в зале московского Дворянского собрания. А в деревнях крестьянские юноши и девушки попросту набивались в одну избу и по ходу веселья находили себе пару.
В каждой стране свои святочные традиции.
К северным народам являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ.
На Скандинавском севере сохранились отголоски праздника, на котором клялись королю в верности над только что убитым вепрем - священным животным. В это время в пищу употребляют свинину и пироги в форме свиней.
В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь - после праздника ночной страж, возвещая утро, пел смешную песню, содержание которой - совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще.
В Англии существует поверье, что если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставляли кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки давали этому другое толкование: считали, что если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании, и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. На всякий случай солили недопряженную кудель - в целях сохранения от проделок черта.
Существовал такой обычай: кто-нибудь встает раньше других членов семьи и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот - пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества клали в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть весь следующий день, а если можно, и дольше. Старались, чтобы помедленнее. Употребляли для этого головню, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге давали к столу пиво. В день, когда празднуется память избиения младенцев царем Иродом, обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в их памяти кровопролитное событие.
В западных областях Англии "оказывают честь" яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. Кое-где обыватели до сих пор совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося что-то вроде заклинания или заговора. После этого орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком - в честь будущего урожая.
По английской традиции на святки обязательно пили "восейл" - горячий пряный эль с печеными яблоками. В каждой семье обязательно был котелок с дымящимся элем для угощения. Отсюда пошла традиция произносить "cheer" (тосты). Англичане собирались в группы и ходили со своим котелком восейла, украшенным ленточками и гирляндами, по улицам деревни, радуя прохожих своими песнями. Они стучались в двери домов и предлагали хозяевам отпробовать их восейла или просили добавить им из семейного котелка.
Итальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем прямо из окон. На рождественский стол они любят подавать угрей. А маленькие итальянцы ждут подарков от женщины Деда Мороза, которую зовут Ла Бефана.
В Японии основная фигура праздника - бог Хотейошо, имеющий глаза на затылке. На Рождество японцы у своих домов развешивают на высоких шестах пучки соломы и поджигают их, чтобы отпугнуть злых духов.
Во Франции с 1 по 6 января проводятся "Пиры дураков". В средние века в городах и селениях самый глупый, по всеобщему признанию, житель получал титул "Господина беспорядка" и являлся главой рождественских увеселений. Его приказы были обязательными для исполнения. 6 января знаменуется "Пирами королей". В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. Миндальный торт украшается золотой бумажной короной, а внутри спрятан боб. Тот, кому он попадется, становится королем или королевой дня. В Швейцарии в последний день святок кондитеры продают "крещенские кексы" из легкого теста с запеченной в них фигуркой одного из евангельских волхвов (волхы по совместительству были еще и королями, поэтому на западноевропейских языках они именуются "тремя королями"). Те из детей, кому посчастливится обнаружить в угощении этот сюрприз, награждаются бумажной короной. После коронации радостное дитя носит сей знак власти весь остаток дня и может как угодно помыкать всеми членами семьи.
В Австралии на Рождество всем заправляет Дед с мешком (Swag Man), одетый в более подходящие к жаркому климату синюю фуфайку, мешковатые шорты и коричневый головной убор. Всю так называемую австралийскую зиму любимец детей проводит в делах со своей верной собакой Динго на священном острове-скале Улуру. Когда же наступает время праздника, он садится в свою гигантскую четырехколесную повозку и в клубах красной пыли мчится вселять рождественский дух и раздавать подарки. В день Рождества все, кто живет в пределах часа езды от побережья, приходят на пляж, чтобы поиграть в крикет или волейбол. Многие, увы, в этот день заболевают - из-за того, что идут купаться сразу после обильной еды. Некоторые даже тонут.
Вполне живые святочные традиции можно встретить и в России 21-го века. Например, Вертепное действо - традиционное кукольное представление, кукольную мистерию, посвященную Рождеству Христову. Существует театр "Бродячий Вертеп", проводятся фестивали вертепных театров и действует даже гильдия вертепщиков.