Предыдущая часть здесь.
Советская мода 1950-х, в первой половине 1950-х, была ещё модой 1940-х. Информации о мировых модных трендов в страну пока не поступало, и в то время, когда весь мир стал приверженцем стиля "new look", внедрённого Кристианом Диором еще в 1947 году, наши соотечественницы всё ещё одевались по привычке. Да и не до того было. Действительно можно одеваться в тот период могли себе позволить только очень избранные люди.
В 1950-е годы в коллекциях советских домов моделей появилось много длинных платьев с отделкой шнуром, аппликацией и вышивкой. Очень модными считались платья и блузки с машинным кружевом «ришелье», им отделывали воротники, карманы, манжеты. В первые годы десятилетия в моделях, разрабатываемых советскими модельерами, еще очень чувствуется отголосок 30-х и 40-х годов, а влияние new look стало ощущаться лишь с середины 1950-х.
Для вечерних туалетов чаще всего использовали натуральный и вискозный шелк. Рекомендовалось использовать при пошиве модных обновок шелковый креп-сатин, эпонж, мадаполам, маркизет, батист, иногда в журналах мод можно было увидеть платья из муара, тафты, парчи, но мы же понимаем, что купить их можно было в двух-трёх местах, во всём СССР, и за несколько инженерских зарплат. С середины 1950-х в обиходе появляется капрон и капроновые блузки сразу становятся хитом. Да и не только капроновые, любые белые блузки и блузки в полоску. Их шьют с рукавами-фонариками, без рукавов, с приспущенной проймой, с классическими отложными и небольшими закругленными воротничками, с воротниками-бантами
Гостья на новогоднем вечере в "Карнавальной ночи".
Героиня фильма "Улица полна неожиданностей".
Героиня Лидии Федосеевой (до Шукшина ещё лет шесть), ужасно похожая на свою дочь Марию, в фильме "Сверстницы".
Героиня Клавдии Блохиной, в том же фильме, в эпизодической роли. Кстати, молодой человек, между Блохиной и Маргаритой Кошелевой, Владимир Высоцкий. Это его самое первое появление на экране. 1959 год на дворе.
И ещё вот эта чудная полосатая блузочка на героине Риммы Шороховой, в фильме "Весна на Заречной улице".
Ещё можно вспомнить фильм "Москва слезам не верит", снятый в 1979 году. Когда Катя и Людка устраивают приём в профессорской квартире, с кучей мужиков, Катя появляется в белой блузке, как раз отвечающей теме. Умница Меньшов к деталям в своём фильме отнёсся очень внимательно.
Воротнички были совершенно разные. С обычным отложным воротничком, как у Шороховой, с бантом, или маленькие, закруглённые, как на героинях Светланы Дружининой и Микаэлы Дроздовской в фильме "За витриной универмага" (1955).
Часто под воротнички прикалывали брошки. Не только блузок, а вообще всего. Разнообразные брошки - примета десятилетия.
Или Инна Макарова в "Высоте".
Милейшая брошка Татьяны Конюховой в прелестнейшем фильме "Разные судьбы".
Ещё одним нововведением стали трикотажные кардиганы и джемперы длиной чуть ниже пояса, на высокой резинке, плотно облегающие талию, украшенные вышивкой или вывязанными узорами . Без узоров тоже сойдёт. Вот как у героини фильма "Разные судьбы".
Таня Левченко в "Весне на Заречной улице" тоже щеголяла в таком.
Теперь про платьишки. Во второй половине 1950-х началось настоящее платьишковое безумие. В моду, наконец-то, пришла женственность, и расцвела с появлением new look. Главным проповедником этого стиля стал фильм "Карнавальная ночь" (1956), где Людмила Гурченко гоняла в каноничнейшем силуэте Диора. Вот так, с опозданием в 10 лет, этот стиль (хоть и ненадолго) стал дико популярным в СССР.
Второе вечернее платье было даже больше диоровским. Совершенно облегающий верх и никаких аксессуаров, только муфта (мода на мех всё ещё бушевала).
Ещё одно платье Крыловой было более обыденным. Хотя для рядовой советской труженицы могло бы и за свадебное пойти. Милые фишки времени: воротничок-стоечка со шнурком, пышные рукава, не фонарики, а фонари с набережной Геленджика. И модный геометрический принт.
В моде остаётся ярко-белый цвет. В таком ярко-белом платье предстаёт доктор Муромцева (Элина Быстрицкая), которая лечит героя Сергея Бондарчука, в фильме "Неоконченная повесть". Красоты неописуемой, с модными двуслойными рукавчиками. И бантиком из шнурков на груди.
В похожем белом платье, но с фонариками предстаёт и героиня Конюховой в фильме "Разные судьбы".
Фильм тот же, Юматов тот же, а девушка другая (Валентина Ушакова), и платье тоже белое. Но уже с бантом на шее.
В белом платье с накладными карманами и Наталья Фатеева в фильме "Есть такой парень". Помимо карманов, выделяется ещё и необычный верх - болеро в полосочку.
Главная героиня фильма "Разные судьбы" Таня Огнёва (Татьяна Пилецкая) дамочка довольно мерзкая, но очень эффектная. Возможно, именно для того, чтобы подчеркнуть её пустоголовость и несознательность, её так хорошо одевали. Ни о чём, кроме красивых тряпок, Таня серьёзно не задумывается. Ну и, соответственно, рядом с героинями Конюховой и Ушаковой в клетчатых, беленьких и в цветочек платьишках, смотрится кинозвездой.
ИМенно в этом фильме звучит знаменитый "Романс Рощина", посвящённый стареющим композитором (Бруно Фрейндлих) вертихвостке Огнёвой. Слушает она этот романс в роскошном зелёном платье с карманами и модных босоножках на платформе (хрен достанешь!). На шее - лёгкий шарфик. Тоже модная фишечка.
А уж её финальный образ - за гранью добра и зла. Одной из модных тенденций, которые редко воплощались из-за непрактичности, были узкие юбки и летние перчатки. Так одевались респектабельные городские дамы, которым время девать некуда. И все им завидовали, конечно.
В похожем стиле одевалась героиня Евгении Козыревой в фильме "Обыкновенный человек". Подобный костюм в то время было очень затратно и купить, и пошить. Таким нарядом режиссёр фильма лишний раз подчеркнул, что в этой семье нет финансовых затруднений. Там весь фильм, собственно, об этом.
Более рабоче-крестьянский вариант модницы - Светлана Дружинина в фильме "За витриной универмага". её платьица были как раз уровня широкого потребления и не менее модные. Геометрический принт, женственный силуэт, воротник-стоечка.
В другом варианте - отложной воротник и накладные карманы.
Характерное эпохе платье у героини Людмилы Касаткиной в фильме "Медовый месяц" 1956 года. Клетчатое, с V-образным вырезом и подчёркнутой талией.
Головные уборы из моды не ушли и их диапазон даже расширился. Например, необъяснимым феноменом стали маленькие шляпки, прикрывающие затылок, прозванные в нашей стране «менингитками». Подобная декоративная шляпка была придумана для Дома Диора компаньонкой и музой Кристиана Диора мадам Брикар. В коллекциях Диора было огромное количество разнообразных шляп, но именно менингитка стала очень популярной в СССР, причем не только как шляпка, но и как вязаная зимняя шапочка, что крайне странно. Где-нибудь в Новосибирске такая шапочка легко оправдывала своё народное название, как только наступал более-менее приличный мороз. Но всё равно носили. Как героиня Фатеевой в фильме "Есть такой парень".
Вернулись в моду косынки и платки, но уже завязанные под подбородком, как у Алёнушки. В таком образе была подруга Румянцева-Баталова в фильме "Дело Румянцева", которую играла Нинель ПОдгорная.
Девушка без адреса Светлана Карпинская тоже гоняла именно так.
Снова обрели популярность береты. Береткой, мехами и красной помадой создатели "Дела Румянцева" подчёркивают, что Нонна Снегирёва - нехороший человек.
Причёски остаются примерно на том же уровне. Очень популярна химзавивка и различные укладки на бигуди. Юля из "За витриной универмага" вполне отвечает этому требованию.
С кудрями вымудрялись по разному. Могли и хвостики сделать, как Екатерина Савинова в фильме "В один прекрасный день".
Остаются популярными косы. Их носят в корзиночке, как Нина Дорошина в фильме "Человек родился".
Или распущенными, как Тамара Носова в "Карнавальной ночи".
Разумеется, 1950-е - время стиляг. Стиляжная субкультура - отдельный мир и рассказывать про неё - значит потратить ещё кучу букв и времени. Поэтому вот вам ссылка на другой мой пост про стиляг, а здесь оставлю отрывок из фильма "Дело пёстрых". Здесь наглядно представлено, какими режиссёры видят стиляг в обществе.