Фильм "Противостояние" (1985).

Фильм

Есть искушение назвать статью вроде как последний выдающийся детективный сериал. Сериал, точнее, художественный фильм в пяти сериях, первая серия разделена на две части, получился действительно выдающимся. Но отнюдь не последним в истории советского кино.

И этот фильм доказательство того, что телевизионный сериал может быть, выдающимся художественным произведением.

И даже новаторским.

О новаторстве скажу сразу же. Именно этот фильм совместил документальные съемки с художественными. Произошло это по причине не самого высокого бюджета. Но произошло это за 9 лет до «Форреста Гампа».

Так что, режиссера Семена Арановича можно считать новатором.

Не задолго до этого он снял «Торпедоносцев», который стал самым известным в мире фильмом про летчиков Великой Отечественной войны ( акцент делаем на слово мир, фильм был закуплен для проката во всех странах). В этих же локациях, и в этой стилистике он снял фильм и о нацистском преступнике, которого разоблачает советская милиция. Даже бараки в кадре те же самые.

Его сериал стал первым сериалом, где показывают действия спецназа. Не называют сам спецназ, но эта группа «Альфа», которая специализируется на антитерроре.

И не смотря на пять серий, не смотря на длинные документальные ответвления, на ответвления в сюжете, фильм смотрится на одном дыхании. Сам пересмотрел его за два дня.

Это очень мрачное, какое –то холодное кино. На лицах героев не чувствуется победа, даже, когда они задержали преступника. Слишком уж много он злодеяний совершил. Да и главный герой понимает, что поймали Кротова они случайно. Не позарься он на самородок, то продолжал бы жить под чужой личиной.

Этот фильм – один из первых показывает процесс, как становятся предателями. Виновата не только гестаповская обработка, но и детские психологические травмы, и советская школа, где из юного Кротова делают доносителя. Виновата и сама человеческая сущность, которая совершенно не имеет абстрактного мышления, и любое произведение искусства измеряет не художественной ценностью, а его себестоимостью на рынке.

Кротов – это, безусловно, открытие Семенова и Арановича. И актерское достижение Андрея Болтнева. Он очень убедительно сыграл предателя, хотя в тот же год вышел «Иван Лапшин», где актер предстает в образе отличного милиционера.

Его Кротов страшен сам по себе. Он – волк – одиночка. Такие волки особенно опасны. В нем нет ничего человеческого. И Костенко прекрасно понимает, как много ему нужно будет вменить в вину следствию, сколько много на нем трупов, начиная от политрука Козёла, которого он предал, кончая его родственницей.

По жанру, это психологический детектив, где действия будет минимум. Большая часть действия – это установления личности преступника, и его розыск. Встреча с разными людьми.

Кроме Болтнева, здесь все актеры на месте. Даже любая эпизодическая роль получилась запоминающейся. Включая даже Талгата Нигматулина, для которого этот фильм стал последним в его карьере.

Этот фильм не сколько не потерял актуальности, ведь он рассказывает о природе предательства, которому иногда мы находим объяснение, но предатель он всегда предатель, враг, как коротко обозначил его Костенко.

Есть преступления, которые никогда не забудутся…

Есть фильмы, которые мы будем пересматривать.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотография взята из свободных источников.