В Лаврушинском переулке ажиотаж. В Третьяковке выставляют Эдварда Мунка. Визитка долгожданной экспозиции, как и самого художника - картина «Крик». Люди готовы стоять в очереди часами, чтобы посмотреть на эту и другие работы грустного норвежца. Полина Виленская считает, что ей очень повезло увидеть Мунка всего-то после двух часов ожидания в первые же дни работы выставки.
«Крик» под охраной. И караул уже устал, хотя выставка только началась. Осипший дозорный гоняет особо любопытных. Потому что датчик. Он срабатывает, как только подходишь ближе дозволенного. А подходят все: это же тот самый «Крик»! Кстати, визитная работа автора представлена в первозданном цвете, позднее появятся изображения в разных тонах, и черно-белое тоже. Тут и там, у других полотен зрители подносят телефоны предельно близко к изображению. Кощунство, варварство. Но удержаться сложно. Наслоение красок, например, на «Амуре и Психее» - непреодолимое искушение, такой объем и драматургия в каждом штрихе. Коснуться бы!
Экспозицию из почти сотни работ (живопись, графика, личные вещи) оптимистично назвали «Танец жизни». Одноименная картина тоже в зале. Но выставка, скорее, про историю болезни, потерь и одиночество художника. Вся свою судьбу, в которой почти нет радости и счастья, Мунк рассказал так эмоционально, что от увиденного щемит в груди.
Детство, как известно, это репетиция судьбы. Мама будущего живописца умерла от чахотки, когда ему было пять. Сведущие в психологии точно знают - это очень важный возраст. И также знают, что чем позже ребенок встречается со смертью- тем здоровее его психика. А Мунку не повезло дважды. Спустя время умирает от той же болезни старшая сестра, с которой мальчик был очень близок. Следом у еще одной сестры диагностируют шизофрению («Крик» - это она, Лаура, так считают эксперты, хотя в кричащем лице на мосту можно рассмотреть и маленького мальчика).
фото автора
Эдвард так и не оправился от своих утрат. Маниакально-депрессивный психоз и алкоголизм - он лечился потом и от одного, и от другого. Очень взрослым скажет: «Болезнь, безумие и смерть -черные ангелы, стоящие у моей колыбели». И признается, что ни за что не отказался бы от болезни, которая «источник его творчества».
фото автора
Любовь равно трагедия, у Эдварда Мунка это так. Два больших романа завершились болезненными разрывами. Он не стал ни мужем, ни отцом. Лица и очертания фигур своих возлюбленных на век сохранил в большом количестве женских образов. На одной из версий картины «Пепел», напоминающей о безответном чувстве к замужней женщине, художник написал «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла».
фото автора
Норвежский экспрессионист благоговел перед Достоевским. Картина «Рулетка в Монте-Карло» словно иллюстрация к роману «Игрок». Про Достоевского Фрейд говорил: «Ему психоаналитик не нужен. У него есть его книги». Не исключено, что и Мунк, подобно кумиру, сберег рассудок, творя. Вырисовывая боль, выплескивая страхи на холст. Он ещё и беспрестанно фотографировал себя, открыв, по сути, жанр селфи. И эти снимки, возможно, тоже были своеобразной терапией художника, чья психика страдала от распада. Первые картины Эдвард Мунк продаст еще в 18. Его творческий путь - от смутьяна и «зарвавшегося анархиста» до великого, очень дорогого творца.Полотна выставлялись и с шумным успехом, и с такими же скандалами по всей Европе.
фото автора
Все работы завещал родине. Нацистам Мунк не дался. Отказался от сотрудничества, когда они закрашивали коричневым захваченные города. Разумеется, те с радостью стерли бы с лица земли еще одного «дегенеративного». Слава небесам, этого не случилось. Выжил и он, и его творения.
Последние 30 лет жизни Мунк отшельник. Почти ослепший продолжает рисовать. «Ночной странник» 1924 года - старик в душевном смятении. Автопортрет, правдивый и от того особенно трагичный. Иллюстрация растерянности, беспомощности. Один, напуган, в пустом безжизненном доме. Разве что черные ангелы рядом, потому что никогда не покидали своего Эдварда Мунка.
Выставка продлится до 14 июляТретьяковская галерея, Лаврушенский переулок, 12 (инженерный корпус).