Нет ничего более трогательного и красивого в русской, да и в мировой литературе, чем святочный рассказ.
В свое время, а именно в XIX веке, святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет, были очень популярны. Очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии сюжетов в тексте сохранялось главное - особое, рождественское мировосприятие. Истории эти были все очень простые и порой стандартны, воплощая собой мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
Само определение рассказа - святочный - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до Сочельника на праздник Богоявления.
Николай Лесков, создатель многих святочных рассказов (у него есть целый цикл из четырнадцати святочных рассказов: "Жемчужное ожерелье", "Привидение в Инженерном замке", "Зверь", "Дух госпожи Жанлис"), говорил, что святочная история "должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования".
Час этого сегодня полностью утраченного литературой жанра пробил во второй половине XIX века. Популярность святочных рассказов была настолько велика, что журналы не могли вместить в себя весь объем подобного рода литературы, для этого специально издавались альманахи, и вскоре жанр рождественского рассказа был переведен в ранг в беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е годы.
Основателем жанра принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х годах вывел основные параметры "рождественской философии": ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к "человеку во грехе", детства… Инновация Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее, очень бурное, развитие.
В результате не было ни одного уважающего себя автора, который не попробовал бы себя в жанре святочного рассказа. Одним из самых ярких образцов жанра в европейской литературе принято считать "Девочку со спичками" Ганса-Христиана Андерсена.
Русские писатели в этом отношении ничуть не уступают европейским. Святочные рассказы русских писателей богаты драматическими поворотами сюжета, а также специфической лексикой, которая отражает рождественский дух ожидания чуда.
Что еще можно сказать об этом жанре? Святочный рассказ достаточно статичен и консервативен, он не подвержен влиянию времени. Ему присущи штампы и стереотипы, что вызывало массу критических и вполне справедливых замечаний из уст критиков. Однако эту критику с успехом опровергали святочные рассказы таких русских писателей, как Чехов, Куприн, Бунин, Андреев, Сологуб, Ремизов и др. В этом ряду особое место занимает Лесков, который создал настоящие святочные шедевры: "Маленькая ошибка", "Отборное зерно", "Штопальщик".
Михаил Зощенко перевел специфику жанра в свою плоскость:
SUPERstyle
Было бы неправильно, если бы мы хоть ненадолго не окунулись в атмосферу святочного рассказа. Вот маленький пример такого произведения - "Святочный рассказ" Власа Дорошевича:
"Я надел фрак и сел в шкаф. Конечно, это глупо, но объясняется тем, что у нас в доме идёт уборка. А теперь нужно писать святочный рассказ. Извините, что святочный рассказ будет на этот раз без чертей. Но все черти разобраны. Потапенко, Назарьева, другие Потапенки, другие Назарьевы - всем нужно по чёрту для святочного рассказа. Вы сосчитайте только. Один г. Потапенко пишет, по меньшей мере, восемнадцать святочных рассказов; восемнадцать рассказов - восемнадцать чертей. Где же тут чертей наберёшься! Так что рассказ будет без чёрта. Впрочем, я уж упомянул, кажется, о жене моей. Довольно и этого..."
Как видим, довольно жесткие рамки не препятствие для фантазии автора, решившего испытать себя на этой ниве. И как бы ни были порой наивны эти простые и трогательные истории, но все равно и сегодня, пока жива в человеке вера в чудо, интерес к ним не угасает!