фото Дима Бабушкин
- В институт я поступила в 40 лет. А до этого - ПТУ, техникум, частные заказы, производство, театр, но прежде всего - семья - у меня трое уже взрослых детей.
- А как вы оказались на выставке?
- Случайно. Моя тема - платья, но это был единственный конкурс в центре Москвы (выставка ежегодно проводится в августе в Гостином дворе), доступный для меня по финансовым причинам. Мне его моя преподаватель Елена Клёнова из Международного славянского университета рекомендовала. Сначала я делала одежду, а мои коллеги - шляпы. Но после каждого показа мы расставались - они хотели сделать "как надо", а я - как чувствовала. Мне говорили, что надо создавать носимые вещи, как минимум - не яркие, председатель жюри Слава Зайцев не любит прямых цветов.
- Но он же и вручил вам корону?
- Да. Сказал, что испытал детскую радость, увидев мою коллекцию.
- Вячеслава Михайловича, в своё время, тоже педагоги за цветовые излишества недолюбливали…
- Я прочитала об этом в его книге. Когда он поздравлял меня с победой, я напомнила ему, что 35 лет назад он "отфутболил" меня со вступительных экзаменов в Текстильном институте, сказал, что я бесперспективна, и что не надо мне терять здесь время. И Вячеслав Михайлович ответил, что я своим упорством доказала своё право на творчество - и ему, и всем, и себе самой.
Baiba Kranāte
- Не обидно?
- Нет. У меня всегда был стимул. В это время я растила детей, училась, работала в разных театрах - то как портниха, то как художник по костюмам: "У Никитских ворот", у Романа Виктюка, в "Театре Луны", в театре Киноактера, в Королевском драматическом, у Евгения Петросяна.
Благодаря Григорию Эдуардовичу Тумасову, с которым меня познакомила соседка, я оказалась и у Марка Розовского, и у Романа Виктюка, где Григорий Эдуардович в разные годы работал директором. А профессиональное признание получила у Евгения Вагановича Петросяна, который всегда оценивал мою работу не по наличию диплома, а по реакции публики, за что я ему очень благодарна. Как и за человеческую поддержку: когда я заболела и была совсем слабой после химиотерапии, Евгений Ваганович позвал меня на читку, я говорю, что болею, а он говорит, что я не могу их бросить. Спрашиваю, что они будут делать, если я умру, а в ответ слышу: "Ты же не собираешься, приходи!" Я жёлтая и лысая пришла. И продолжила работать. И выздоровела.
- Ирина, ваш пример демонстрирует победу творчества над обстоятельствами.
- Поэтому я вам это и рассказываю! Я договорилась с космосом, что пока я делаю карнавал - всё будет продолжаться. Посмотрите, какое всё вокруг серое, унылое, сколько людей болеет, страдает от одиночества… И только творчество даёт силы жить дальше!
фото Андрея Высоколова
- Вы решили возглавить культмассовый сектор во Вселенной?
- А почему нет? У меня, кажется, получается.
- Несомненно. Про карнавал в Вятских Полянах и на Выставке Рукоделия в Сокольниках я знаю, есть ещё планы?
- Конечно. 10 июне в Тарусе на фестивале "Петухи и Гуси в городе Тарусе" состоится конкурс "Принцесса на горошине", 18 октября - в Киеве на выставке "Модная лялька" будет действие "Гуляй, шальная императрица", 8 декабря - в Москве в Сокольниках на выставке "Формула Рукоделия" с Элиной Федянцевой пройдет Гранд-карнавал, где можно будет увидеть все яркие коллекции, сделанные в 2018 году. Ещё я делаю несколько коллекций, чтобы показать их в Москве, Риге, Вятских Полянах…
фото Ольги Кузнецовой
- Как вам столько удаётся?
- Совершенно бесплатно. Раньше, когда я находила партнеров, все пытались просчитать "экономическую целесообразность". А здесь её нет. Есть только творческая и человеческая. Ну, кто в детстве не наряжался в мамино платье или не вырезал из него себе новое? Кто не пел в ручку прыгалки какой-нибудь шлягер? Поэтому так много рукодельниц и народных моделей участвуют в карнавалах. И из местных жителей, где бы мы ни делали праздник, и из участников, которые могут позволить себе событийный туризм. И спонсоры сами собой находятся, и площадки. Карнавал продолжается!