И даже если повод был вполне хрестоматийный, тысячу раз проговоренный и залакированный до невозможности, в этом году он вдруг начинал играть новыми красками и вспыхивал новыми огнями.
Скажем, всем давным-давно известно, что наша Беларусь — одна из самых красивых стран Европы.
Белорусская природа, в которой встречаются еще нетронутые цивилизацией уголки, в которой не все леса еще спилены и вывезены, которая щедра на разнообразие и в которой до последнего смутного погодного времени каждый сезон имел свое лицо, свою повадку, свой характер (это ведь еще вернется, правда?) — эта природа действительно стала повсеместно восприниматься как национальное достояние.
В ушедшем году доказательств этому тезису стало многократно больше.
Фонд «Красный бор», возглавляемый легендарным белорусским фотографом Сергеем Плыткевичем, подарил победителям открытого национального фотоконкурса «Золотая рысь» трехдневный фототур в одном из самых богатых заповедников Беларуси— в Красном Бору.
Снимок, сделанный во время фототура
Говорят, фотографы отказывались от завтраков и обедов, лишь бы не терять световые часы и минуты, в которые можно было всласть нафотографироваться.
Снимок, сделанный во время фототура
Красный Бор — в первую очередь фауна. Наша, белорусская. Именно это потрясло фотографов-фототуристов:
«Я поражен обилием животных в этих местах, мы наблюдали, что переходы на дорогах истоптаны лосями, очень много оленей, можно сказать, что зверь непуганый, близко подпускает, особенно к машине.
У нас, на Шарковщине, такого «богатства» нет. Приятно заниматься фотосъемкой, когда зверь попадается буквально на каждом шагу. Если день длинный, то можно снимать безостановочно. Впечатляет», — не скрывает эмоций Валерий Коваленок, победитель конкурса в номинации «Редкий вид» за снимок белоголового сипа.
Снимок, сделанный во время фототура
Или вот, к примеру, Скорина. У белорусских школьников (и не только у них) скоро уже оскомина набьется от бесконечного упоминания по поводу и без повода нашего хрестоматийного (и, безусловно, великого из великих) першадрукара.
Но в 2017 и тема Скорины получила вдохновляющее продолжение: белорусские ученые выпустили максимально полное факсимильное собрание всех известных на сегодня книг, вышедших из рук Франциска Скорины.
Посмотрите, как здорово придумано: средневековый дорожный сундук, в котором любовно упакованы наши национальные сокровища.
Средневековый дорожный сундук, в котором упакованы наши национальные сокровища
Невозможно даже представить себе, сколько труда и усилий лежат в основе этого масштабного проекта — труда историков, музейщиков, филологов, библиографов, реставраторов, редакционных коллективов и издателей. Зато теперь — и правда не стыдно:
«В одном издании удалось представить собрание книг, напечатанных Франциском Скориной в Праге (1517-1519 гг.) и Вильно (1522-1525 гг.). Тираж всех книг — по 1000 экземпляров, в том числе по 100 экземпляров в кожаном переплете» — гордо сообщают информагентства.
Одно только описание проекта, сухое и сжатое, рождает в душе вдохновение и оправданную гордость за соотечественников — причем в исторической перспективе:
«Проект стартовал 22 апреля 2013 года, когда Банк БелВЭБ и Национальная библиотека Беларуси подписали соглашение о реализации программы по факсимильному изданию книг Франциска Скорины.
На протяжении пяти лет (2013–2017 гг.) инициаторы проекта, объединив свой потенциал и возможности, приближались к достижению общей цели — найти электронные копии рассредоточенных по всему миру экземпляров книг Франциска Скорины и воссоздать их в виде единого многотомного факсимильного издания.
Как итог, в этом году факсимиле было завершено — недавно вышел в свет финальный, 21-й том».
Или вот этот, не менее масштабный проект: очистка пруда и шлюзов в Залесье, одной из самых красивых и фактографически насыщенных достопримечательностей страны.
Именно здесь вот уже несколько лет распахивает двери перед тысячами гостей из Беларуси и зарубежья восстановленная усадьба Михаила Клеофаса Огинского, нашего знаменитого на весь мир соотечественника.
В процессе очистки пруда
Пруд здесь был прекрасен старосветской прелестью: в обрамлении естественных пейзажей, подернутый благородной патиной ряски.
Этим летом его привели в тот порядок, в котором он содержался при Михаиле Клеофасе:
для этого пришлось спустить всю воду, привести в боевую готовность специальную технику и вычерпать накопившийся за столетия ил и грязь.
Усадьба Михаила Клеофаса Огинского
Масштабно? Не то слово. Зато уже этим летом можно опять ехать в усадьбу — пейзаж несомненно порадует самых взыскательных туристов. Хотя и раньше там было что посмотреть и чем восхититься.
И еще об одном большом проекте хотелось рассказать. В 2017 году исполнилось 80 лет «черной ночи белорусской литературы» — когда за одну только ночь 29 октября 1937 года было расстреляно немыслимое количество поэтов, писателей, журналистов, педагогов, ученых — всего 108 человек.
Мы до сих пор до обидного мало знаем о тех, кого лишили жизни — и постарались лишить и памяти.
Поэтому проект музыкального портала Тузін ФМ «Нерасстраляная паэзія», организованный и блестяще осуществленный журналистом Сергеем Будкиным, получил огромный резонанс в обществе — и был признан «Инициативой года».
В рамках проекта белорусскими литературоведами и историками были прочитаны двенадцать открытых лекций, посвященных расстрелянным поэтам, во время которых было презентовано 12 песен, написанных на их стихи, а в сам день памяти, 29 октября 2017 года, прошел масштабный концерт в клубе Брюгге.
Это только четыре проекта из нескольких сотен, охвативших всю страну — и столицу, и провинции. Беларусь становится интересной самой себе. В счастливое время живем.