Помню, лет десять назад в российский прокат вышел фильм “Индиго”. Отечественный блокбастер в стиле голливудского комикса “Люди Икс”, на мой взгляд, хуже, но суть не в этом. А в том, что есть некое поколение "детей индиго". Так ли это на самом деле?
Картина рассказывает о подростках, обладающих паранормальными способностями, но выброшенных на обочину жизни. Кто мысли читает, кто стихиями управляет. Вообще, все, как на подбор, умницы и красавцы, и тяготы знают, и со злом борются, своего рода тимуровцы XXI века, любо-дорого смотреть. Однако, кино скучное и более чем абсурдное.
В реальности дела обстоят куда интересней, хоть и чудес в ней не бывает. А вот дети индиго уже есть, стихиями они не управляют, но мозг у ребят работает действительно иначе, чем у среднестатистического представителя поколения 90-х. На мой взгляд, это представители, стоящие на более высокой ступени эволюции, чем, скажем, я или мои сверстники. Возможности так называемых детей индиго будут видны уже через пару поколений. А пока детишки растут, нам с вами следует погрузиться в теорию, дабы понять, какое будущее ожидает человечество в целом.
Вы, наверное, помните, что у братьев Стругацких в середине 80-х годов прошлого века выходила замечательная повесть “Гадкие лебеди”. История об умнейших детях с холодными взглядом, презирающих старые устои, умело вскрывающие все социальные нарывы . Детях, воспитанных в обществе мудрых книг и вежливых мокрецов. Главный герой книги Виктор Банев , писатель и приверженец традиционных ценностей, доживающий свой век в мрачном, смрадном городе, с постоянными ливнями.
Банев понимает, что основная часть его пути завершена. Он терзает свой пытливый когда-то ум лишь одним вопросом: кто такие эти загадочные мокрецы, и куда они направят своих учеников-вундеркиндов. Будут ли дети нести за собой благо, или же, наоборот - хаос.
Спустя десять лет впору перечитать эту историю и понять, куда мы все движемся. С уверенностью можно сказать, что проблема появления детей-индиго сейчас весьма актуальна и заботит лучшее умы нашего с вами государства, вот, например, у Дмитрия Быкова этому был посвящён отдельный цикл лекций, в котором он отмечал колоссальный скачок сознания у нынешнего поколения подростков. В своих лекциях Дмитрий Львович говорит следующее:
“Материал полуторачасовой лекции нынешние дети способны осмыслить за двадцать минут , и я просто не знаю ,что мне делать оставшийся час. Эти ребята в своём юном возрасте, знают много больше нашего. И, зачастую, понимают окружающий мир лучше, чем мы, люди книжные. Однако скорость к анализу информации у них зачастую снижена.
Но это не столь важно, мне кажется, мы с вами способны дожить до того времени, когда у человеке в голове будет вшит чип, на котором записана вся ленинская библиотека, Противопоставить такому сверхчеловеку мы с вами ничего уже не сможем. Вся эволюция к этому и ведёт. Вопрос только в том, куда эти дети направят свои знания и применят ли вообще. Либо нас, братцы, ждёт город Солнца, населённый лучшими представителями человеческого существа, либо это будет поколение айфона, которое растворит своё сознание в глобальном муравейнике под названием соцсеть.”
Причины к началу данной эволюции могут быть абсолютно разные, из того, что лежит на поверхности, понятно следующее: благодаря формированию клипового сознания, спровоцированному развитием Интернета и телевидения. Эти ребята приучили себя выполнять несколько действий одновременно.
При таком раскладе мы получаем синдром рассеянного внимания - главная беда всех учителей и лекторов. Но зато все мозговые центры работают более активно, за счёт чего происходит его естественное развитие. Наш мозг подобен мышце, для правильного развития которой нужны ежедневные тренировки.
А при распределении мозговой нагрузки на разные психологические центры, результат, как правило, увеличивается вдвое, именно этот процесс мы с вами наблюдаем у современных детей. Вот и весь секрет "чудо-детей". Да, они есть, но это лишь признак и следствие времени, такой же, как Интернет или соцсети.
Я часто помогаю школьникам в изучении устных предметов. Учили мы как-то с одним мальчуганом отрывок из сказки Пушкина. “О попе и о работнике его Балде” и никак он, бедолага, не мог осилить 22 строки. Помню, бились с ним над этим опусом около двух часов. Я решил дать ему отдохнуть, заодно теорию известную проверить. Усадил я его за простейшую аркадную игру. А сам фоном читаю мальчишке Пушкина, совмещая приятное с полезным, вдруг поможет, думаю. Через полчаса сказка у школьника отскакивала от зубов.
На фоне клипового сознания мозг ребёнка способен обрабатывать большее количество информации, переключаясь с одного предмета на другой. Вот почему современные подростки с лёгкостью усваивают по пять и семь языков за несколько лет. Объёмы их памяти и способы усваивания любой информации извне увеличены в три, а то и в четыре раза.
Да, дети индиго очень умны и сверхразвиты, но в то же время мыслят шаблонно и однотипно. Они с лёгкостью решат сложнейшую математическую задачу, реализуют бизнес-проект с ловкостью Остапа Бендера, и активируют одновременно ещё массу полезных процессов. Но зачастую у таких детей полностью отсутствует чувственная составляющая, отчего они лишены склонности к рефлексии, глубокому анализу литературного произведения и окружающей их действительности.
С эволюцией, увы, не поспоришь. "Сверхдети" - своего рода жертвы новой эволюционной ступени, пройдя которую, человек станет одним целым с киберпространством. Впрочем, об этом уже писал Пелевин.
Может, мой взгляд слишком пессимистичен, и мы наблюдаем пришествие нового светлого поколения умниц и умников, которым будет суждено построить утопический “город Солнца”. Но почему всё чаше вспоминается история, написанная Стругацкими, и поневоле осознаёшь себя тем самым умным, по сути, никому ненужным писателем, наблюдающим, как под натиском вечного ливня по крупинкам разрушается древний, но такой дорогой сердцу быт.
Возможно, ливень расчистит дорогу молодым и прибавит старикам мудрости, а может, смоет нас с лица планеты, будто плесень, после чего представители виртуального муравейника построят на наших могилах "дивный новый мир", а мы окончательно переродимся в культурный пласт. Поживём – увидим.
Дмитрий Лавров