К юбилею Глеба Панфилова.

К юбилею Глеба Панфилова.

21 мая 85 лет отметил режиссер Глеб Панфилов. Один из самых выдающихся режиссеров нашего кино. И один из самых титулованных наших режиссеров. Причем, он снял не так много фильмов. Но каждый из его фильмов вошел в историю нашего кино.

Историческая метафора Глеба Панфилова очень сложная. В его фильме «В огне брода нет» положительные герои радуется расстрелу царю. А фильм «Романовы. Венценосная семья» показан сам этот расстрел, и события в Ипатьевском доме показаны со всем с другой стороны.

Творчество Панфилова вообще очень исторично. Даже, когда он рассказывает очень частную историю простой девушки Паши, он обращается к Жанне Д, Арк. Удивительное дело, на этой же неделе умерла историк Наталья Басовская, которая была большим специалистом по Орлеанской деве. И очевидны простые параллели между Пашей и Орлеанской девой.

Снят кино про Орлеанскую деву было мечтой Глеба Панфилова. Но эту мечту ему не дали осуществить. Наверняка, из-за мистики. Например, так до сих пор непонятно, откуда Жанна – не грамотная девушка – знала все тонкости воинского мастерства.

Но все фильмы Панфилова, во многом, история личной судьбы героев и большой истории.

Это и в «Огне брода нет». Яркий, яростный фильм, который показывает всю трагичность Гражданской войны, ужас этой войны. При этом, без особой крови. Но гибнет настоящий талант, обычная девушка, и гибнет целый мир.

К юбилею Глеба Панфилова.

Затем была запрещенная «Тема». Через много лет после запрета фильм получил главную награду Берлинского фестиваля. И ты понимаешь, что награду фильм получил не просто на волне перестройки, а вполне себе заслуженно.

Актер Михаил Ульянов создает здесь просто шедевр. Такого Ульянова просто не будет ни в одном другом фильме. Его персонаж немного карикатурен, чего стоит только фамилия «Есенин», он жалок и страшен. Но за этим персонажем стоит настоящая трагедия. Это досье человека в "волге".

Заснеженный Суздаль просто великолепен. Фильм обнажает фасады благополучия советской творческой интеллигенции.

Затем были «Васса» и «Мать». Казалось бы, экранизации Горького. М. Горький – писатель на тот момент хрестоматийный, и как все хрестоматийные писатели не прочитанный. Понимаешь, смотря фильмы Панфилова, почему Горький был много лет самым читаемым писателем в мире, постоянным претендентом на Нобелевскую премию. И получил бы ее, но купился на обещания Сталина, и получил премию Бунин.

Эти фильмы про то, почему произошла революция, и почему она не могла не произойти. Как жили богатые купеческие семьи, и простые сормовские рабочие, а персонажи Маковецкого и Смоктуновского – это вообще приговор царской системе. Россия, которую мы потеряли – это не только хруст французской булки, но и сормовские, и иваново – вознесенские рабочие, которые жили в нищете. И об этом говорят фильмы Панфилова.

Нужно сказать и о музе Панфилова. С Инной Михайловной Чуриковой творчество Панфилова органически связанно. Только в одном фильме она не сыграла роль. Но в этом фильме она выступила соавтором сценария.

Панфилов сделал из Инны Чуриковой – на тот момент типажной актрисы - настоящую драматическую актрису, показал все ее истинные возможности. И сделал ее главной актрисой поколения.

Невозможно забыть, как она играла Вассу Железнову. Особенно, как бы это сказать деликатно, после ее смерти.

И да, кинематограф Панфилова – это еще неизведанный и неоткрытый континент. Фильмы Панфилова – редкие гости на центральных каналах. А фильм «Начало» вызывает у большинства киноманов совсем другие ассоциации.

Но мне кажется, что это режиссер зрительский, и кинематограф Панфилова будет находить все новых и новых почитателей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.