Экранизации, которые превзошли литературный источник.

Продолжаем вспоминать экранизации, которые превзошли первоисточник, то есть, книгу на основе, которой, или по мотивам которой, фильм был снят.

Вопрос, который стоит всегда. Кино – молодое искусство, ему всего лишь 100 с небольшим лет. Впрочем, большому европейскому роману не на много больше. А вот драматургии уже больше двух тысяч лет. И сможет ли кино превзойти первоисточник.

В любом случае, первоисточник всегда останется первоисточник. Читайте книгу.

Экранизации, которые превзошли литературный источник.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ».

Но, наверное, не любую книгу.

Книга Анатолия Иванова на самом деле про то, как увеличит посадки кукурузу и о том, что мешают этим посадкам Пистимея, некая старица. И это никакая не шутку. Это краткое содержание книги «Тени исчезают в полдень».

На этой книги лежит тень антирелигиозной компании времен Хрущева, когда тот пообещал показать последнего священника. И на этой книги лежит тень кукурузной компании, когда кукурузу насаждали всерьез в тех районах, где она расти, по природным условиям, не могла.

Читать это всерьез сейчас могут только историки литературы.

Хотя, ради справедливости, Анатолий Иванов любой абсурдный сюжет мог написать увлекательно. Он умел писать так, что книг не оторвешься. К тому же, бонусом были любовные приключения героям. По части, этих любовных приключений отдыхает «Анжелика». Не случайно книги Иванова, наряду с книгами Пикуля, были огромным дефицитом.

Но кино получилось тоже интересным. Настолько интересным, что от него не оторвешься.

Не замечаешь даже некого абсурда в сюжете.

Например, зачем главному злодею, который семь лет до этого провел в скиту, впрягаться в колхозную лямку, и вредить по мелкому. Или способности главного злодея делать документы и пересекать линию фронта так, что любой Штирлиц позавидует.

Но самое главное: фильм стал классикой отечественного кино. Режиссеры Усков и Краснопольский создали кино на все времена. Кино, которое смотрится на одном дыхании, с невероятными актерскими работами. Причем, как работают актеры второго плана, это загляденье.

Безусловно, кино было снято, когда телевидении только развивалось. Теперь на большом экране заметно, что и бороды приклеены. Но придираться к этому не хочется совсем, поскольку и в том же «Хоббите» та же беда.

Зато в остальном, актеры выглядят вполне реалистично. Ни одна из актрис не сверкает маникюром, как в иных военных фильмах. А главное, кирзовые сапоги идут актрисам. Простите, женщины. Вы, конечно, созданы не для кирзовых сапог. Но в фильме они выглядят естественно.

Про музыку даже говорить не беду. Песня звучит в картине всего два раза. Сейчас ее можно услышать, только смотря фильм на диске, поскольку каналы экономят время. И такую песню каналы прокручивают очень быстро. А песня леймотив всего фильма.

Сценарий написан в жанре новеллы. Поэтому, в каждой серии меняются герои. Один становиться главным, второй – второстепенным. Появляются одни герои, и исчезают другие.

Фильм – пример того, что советское телевидение и телевизионное объединение «Мосфильма» было крайне профессиональным.

Экранизации, которые превзошли литературный источник.

«ВЕЧНЫЙ ЗОВ».

Тоже экранизация романа Анатолия Иванова. Только гораздо более эпическая экранизация с большим количеством героев и большим количеством локаций.

Теперь это не только сибирская деревня, но и норвежские шкеры, леса Западной Украины, Курская дуга.

История семьи Савельевых стала историей страны.

Типичные мотивы Иванова. Так, очередной плохиш весь фильм прикидывается хорошим. И только в самом конце получает по заслугам.

Эпический масштаб впечатляет. Особенно, сцена танкового сражения. Смотрится здорово. Создателям современного кино следовало бы поучиться.

Фильм затрагивает даже тему репрессий. Так, хороший персонаж чекист Алейников из хорошего персонажа превращается в сомневающегося персонажа, чтобы затем снять снова героем.

Отличий от книги не так много. Но книга сейчас кажется какой –то мертвой глыбой. А фильм смотрится живо.

Одно из главных отличий фильма от книги – это эпизод с гибелью Алейникова. В фильме его сжигают на костре, в книге же разрубаю пилой. Понятно, почему нельзя было показать эту гибель в фильме.

Фильм шел трудно до зрителя. И целиком зритель увидел этот фильм только в девяностые годы, когда убрали все цензурные правки.

Говорить о том, что в фильме снялось созвездие актеров, просто глупо. И все актеры играли так, что можно найти много отличных слов.

Скажу только об Андрее Мартынове. Если Васьков все же не сильно возрастная роль, старшина был старше Мартынова на шесть лет, то здесь ему предстояло играть персонажа от юных лет до старости, да еще и персонажа с инвалидностью. И справился он на отлично. Впрочем, как все остальные актеры.

И смерть героя Лапикова невозможно смотреть до сих пор. Кстати, фильм рекордсмен по числу ушедших персонажей.

Пример того, как фильм можно смотреть и пересматривать, а книгу перечитываешь с трудом. Фильм стал классикой, собственно, это 19 (!) полнометражных фильмов. А книга не стала классикой советской литературы.

Идеологическая подоплека забывается, а вот патриотическое, лирическое содержание остается. Досадно, что музыка того же Афанасьева не стало классикой, как в «Тенях…» а ведь не хуже. Чего стоит только музыка на начальных титрах. Шедевр!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотографии взяты из свободных источников.