Действительно ли музыкальная сфера носит настолько патриархальный характер, что возникает так много инициатив, которые поднимают вопрос равенства? Давайте посмотрим статистику.
Американское исследование "Инклюзия в студии звукозаписи", которое было проведено профессором Stacy L. Smith и его коллегами твердит, что женщины составляют очень маленькую часть в американской музыкальной индустрии. Так, они проанализировали 700 песен из чарта ТОП-100 от Billboard в период с 2012-го по 2018-й. Из них женщины составляли 21,7% от всего количества исполнителей, 12,3% от количества сонграйтеров и 2,1% продюсеров. Исследование опубликовали в канун прошлогоднего награждения премией Грэмми, которая получила кучу разгромных отзывов от кампании с хештегом #GrammysSoMale. Да и вообще в период с 2013 по 2018 на этой престижной музыкальной премии номинантами были в 90,7% случаях мужчины. Получается, на девушек припало всего лишь 9,3%.
Другой скандал разразился в 2015-м с одним из самых известных фестивалей мира — Glastonbury. Из-за сломанной ноги Дейв Грол отменил свое выступление с Foo Fighters, поэтому организаторы хаотично начали искать быструю замену хедлайнерам. Достаточно неожиданно этой заменой стала Florence + The Machine, которая взбудоражила массы. Не потому, что она не достойна. Даже наоборот. Просто хедлайнерами самой престижной Pyramid Stage за последние 10 лет были исключительно мужчины (единственное исключение — Beyoncé в 2011, что составило 3% от списка всех хедлайнеров).
Объяснение этой ситуации получилось услышать только в 2019-м от со-организатора фестиваля Emily Eavis (дочери основателя "Гласто" Michael Eavis):
А Эмили считают "назойливой девчонкой", которая постоянно поднимает вопрос гендерного равенства у них на фестивале.
Уже не первый год заграничные журналисты “развлекаются” следующим занятием: сравнивают постеры главных мировых фестивалей, убирая оттуда все мужские коллективы. В итоге они (постеры) остаются почти пустыми, что только подтверждает минимальное количество девушек в лайн-апе.
Окей, такая ситуация сложилась на действительно сильных музыкальных рынках. А что же в Украине? Создается впечатление, что у нас на хрупких женских плечах держится добрая половина музыкальной индустрии. На большинстве музыкальных фестивалей на каждые 10 девочек-волонтеров в лучшем случае приходится один мальчик. Основная часть пиарщиков, маркетологов, менеджеров — тоже представительницы женской половины человечества. За последние годы главные музыкальные награды Украины забирали девушки, которые, кстати, также могли похвастаться публикациями в ТОПовых заграничных СМИ (как-то alyona alyona или Alina Pash). Так отличают ли эти успехи украинский шоу-биз от заграничного?
Ответ, как всегда, можно найти в статистике. Онлайн-СМИ Karabas.Live в свое время сделало отличный проект — собрало ТОП-100 альбомов украинской музыки за все годы независимости. Из них всего 27 альбомов принадлежат женщинам (при том, что два LP у одной и той же артистки — Ирины Билык). Т.е. В итоговом ТОПе женщины составляют меньше 27%.
Можно этот отбор назвать субъективным, поскольку "лучшее" — понятие растяжимое. Да и музыка за 27 лет уже достаточно сильно поменялась. Так что давайте взглянем на недавние показатели. Портал LiRoom проделывает титаническую работу: создает реестр украинских альбомов в “живом времени”. По большому счету, любой музыкант, независимо от жанра, может самостоятельно добавить туда свою новую запись. Но и журналисты портала активно задействованы в подготовке наиболее полной картины, самостоятельно добавляя изрядную часть записей. Пересмотрев все украинские LP и EP за 2018-й год (а таких оказалось 143), мы насчитали лишь 35 записей с девушками (24,4%). Стоит сделать ремарку, что при этом подсчете “женскими” коллективами считались даже группы с 3 парнями и одной девушкой.
Может, в live-индустрие ситуация получше? Давайте посмотрим на постеры самых больших украинских фестивалей за 2018 год, если из них убрать все мужские коллективы.
Показательно, правда?
Креативные индустрии, если верить обширному исследованию British Council Ukraine в странах Восточного партнерства, — достаточно сбалансированная сфера. Что же делает музыку в ней таким большим исключением?
Во-первых, структура заработков. Самую большую часть доходов в музыке составляют живые выступления. Исследование показывает, что женщин в наших странах до сих пор считают "берегиней очага" и полностью ответственными за выращивание детей. С такими предрассудками поехать в длительный тур или иметь ненормированный рабочий график становится очень проблематично.
Во-вторых, недостаточные заработки могут стать причиной, почему девушки достаточно хорошо представлены на низших ступенях индустрии (в молодых группах и на обслуживающих функциях), но их становится все меньше, если смотреть на список хедлайнеров или управленцев высшего звена. Для построения карьеры в музыкальной индустрии нужно время и куча усилий. Многие “поигравшись в музыку” несколько лет уходят в менее стрессовую и стабильную сферу. Как бороться с этой ситуацией, исследование так и не показало. Похоже на то, что в странах Восточного партнерства семейные традиции и существующие социальные нормы неравенства до сих пор считаются "естественным положением вещей".
Также, тема лидерства и принятия важных решений в креативном секторе в основном совершается мужчинами, что было подтверждено исследованием со всех подсекторах. ТОП-позиция в какой-то сфере всегда считается престижной работой, поэтому мужчины получают больше социальной поддержки от семьи и общества. В это же время женщинам "разрешают баловаться" (поскольку работа в креативной сфере воспринимается больше как временное хобби, чем как "серьезная” работа").
Также это исследование показывает, что у нас в обществе еще слишком много гендерных стереотипов, из-за которых женщины менее активны в инновациях. Часто их идеи считаются менее ценными и они обычно недостаточно уверены в себе, чтобы получать критический фидбек.
К тому же, к неравенству приводит еще и отсутствие ролевых моделей, т.е. примеров, на кого хотелось бы равняться. Если с украинской эстрадой все хорошо и количество див предоставляет возможность выбора на любой вкус, то чем выше по карьерной лестнице в самой индустрие, тем меньше женщин. Стоит проанализировать самые большие концертные агентства или фестивали Украины. Среди нескольких десятков организаций только у одного КА на руководящей должности представлена женщина.
Еще одной причиной неравенства может быть и сама специфика работы в музыкальной индустрие. Она очень нестабильна, поэтому нести колоссальные финансовые риски больше предпочитают мужчины, которые (если верить исследованиям) более склонны к авантюрным решениям.
Это все была беспощадная статистика. А что же говорят сами представительницы музыкальной индустрии?
Мы спросили Анику Янковски, одну из ТОП-руководителей музыкального паблишинга из Дрездена.
- Согласна ли ты с мнением, что музыкальная индустрия до сих пор — преимущественно мужской бизнес?
Конечно! Вы только посмотрите вокруг (по крайней мере, в Германии). Клубная культура исключительно мужская — вокруг только белые мужчины 40+. Попробуйте найти продюсера-женщину. Уверена, вам будет очень сложно. Мне кажется, что найти на сцене яркую женщину — вообще не проблема. Но что касается бизнес-стороны (т.н.бекстейджа: промоутеров, лейблов, паблишеров, собственников клубов, техников), то там до сих пор почти исключительно мужчины.
- У тебя есть маленькие дети. Не думала ли ты, что было бы намного легче их воспитывать, если бы у тебя была "обычная" работа?
Нет, меня моя нынешняя ситуация очень устраивает. Я работаю с 9 до 3, после чего забираю детей из садика. Обратно на работу или в клуб я возвращаюсь в 8 вечера, когда дети уже спят. Но чтобы вести такой образ жизни, вам нужна сильная поддержка вашего партнера. К счастью, у меня она есть.
- А у тебя есть какая-то ролевая модель в мире музыки?
Да. Stacie Cline — продакшен-менеджер самого большого шоукейс-фестиваля в мире SXSW, в прошлом — тур-менеджер 30 Seconds to Mars.
Больше о теме "Женщины в музыке" можно будет поговорить на Music Conference Ukraine, которая пройдет 12-14 июля на фестивале Atlas Weekend. Там украинские и заграничные ТОП-менеджеры музыкальной сферы поделятся своими мыслями о гендерной ситуации в индустрии Британии, Германии, Венгрии и Украины. Кроме того, специально для наших девушек-менеджеров будет организована менторская панель, где они смогут получить личную консультацию от уже состоявшегося профессионала. Обратите внимание, что на нее обязательна дополнительная регистрация через сайт организаторов.
Фото: пресс-служба