Основатель IKEA, один из самых богатых людей современности, 91-летний Ингвар Кампрад умер в Смоланде в минувшие выходные. С его именем связаны легенды, занимательные истории и потрясающие факты.
Еще будучи мальчиком, предприимчивый Ингвар, родишийся в шведском Пьеттерюнде в 1926, занялся предпринимательской деятельностью. Подросток умудрялся богатеть, просто продавая соседям спички. Он обнаружил, что может дёшево брать их большими партиями в Стокгольме, а затем продавать их в розницу по низкой цене и иметь при этом хорошую прибыль. Позже он занялся продажей рыбы, рождественских сувениров, семян и канцелярии.
То, что впоследствии станет легендарной IKEA и принесет создателю миллиарды (вместе с почетным присутствием в списке Forbes), Ингвар основал, когда ему было 17. "IKEA" - акроним, который составлен из собственных инициалов Ингвара Кампрада, названия семейной фермы Elmtaryd и наименования ближайшего крупного населенного пункта к тому месту, где Ингвар жил - Agunnaryd (A).
Любое явление, как и человека, и искусство, определяет взаимное пространственно-временное перекрестье. А именно – всякое явление формируется географией и историей его создания. То же самое относится к культуре, в частности, к культуре повседневности, т.е. того, с чем мы сталкиваемся повседневно. А эту культуру повседневности удерживают три кита: бытовая, художественная и религиозная культура. То, что мы едим, как и когда мы отмечаем праздники, что на нас надето – это все отклик на географию и историю нашего места и нашего времени. Поэтому все перечисленное относится и к дизайну, особенно не к абстрактному, а к дизайну интерьера. К тому, каков его стиль, его составляющие.
...Христианство пришло в Скандинавию только в XII веке, что объясняет, почему люди в этом регионе имеют особенно сильные связи с природой и её духовным влиянием. Не отрываясь от своей национальной культуры многие скандинавские архитекторы были последователями "органического" стиля.
Становление Ингвара-предпринимателя как специалиста именно в области дизайна интерьера пришлось на послевоенный мир. А мир послевоенного дизайна столкнулся с общими для разных стран проблемами. Во-первых, с конверсией, переводом предприятий военных отраслей на мирные рельсы. Во-вторых, с демократизацией, сопровождавшейся выпуском массовых, социально необходимых дешевых товаров. В-третьих, с глобализацией производства, средств коммуникации, транспорта. Каждая национальная модель дизайна по-своему решала эти проблемы.
Функционализм — общая стратегия мирового дизайна 1950— 1970-х гг., давшая название характерному образному строю промышленных изделий — от бытовых предметов до технических устройств и аппаратуры. Функциональный дизайн подразумевал минимум декора, действительные, а не мнимые полезные свойства вещей, в которых максимально учитывается эргономика и психологический комфорт, а также используются рациональные технологические процессы. Функционализм — наследник модернизма в искусстве и дизайне 1920-х гг. Благодаря своей нейтральности он и стал интернациональным дизайн-стилем. Потому что очень удобен, красочен, доступен и прост.
Считается, что скандинавский дизайн зародился в 1950-х годах в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Простота, минимализм и функциональность — на этих трех принципах держится скандинавская эстетика, что позволяет ей оставаться востребованной и актуальной в Европе по сей день. Современная школа дизайна, собственно, придерживается тех же правил: дизайн должен быть простым, доступным и полезным.
В 1940 году державшая нейтралитет во время Второй мировой войны Швеция заключила торговое соглашение с Германией — она практически полностью обеспечивает потребность немцев в железной руде. Как результат — после окончания войны у Швеции оказалось достаточно денег для укрепления своего промышленного потенциала. Кроме того, правительство страны начинает принимать законы по социальной защите неимущих слоев населения и менять систему налогообложения: налоги для неимущих граждан снижаются, а для финансовой элиты и среднего класса повышаются. Появляется идея о том, что красивые и функциональные предметы быта должны быть доступны не только богатым слоям населения. В это же время начинает формироваться скандинавский стиль жилья с демократической и дружелюбной атмосферой для среднего слоя населения.
...Идея о мебели, упакованной в плоские коробки, пришла к Кампраду в 1950-е годы — когда он увидел, как его сотрудник открутил ножки у стола, чтобы тот поместился в машину покупателя. Вот вам и наложение частного на общее. Личная история Ингвара сквозь призму восприятия истории всей страны, региона, мира как раз и породили то, что мы сегодня называем настоящим явлением в мире функционального дизайна и искусства.
Ну, а страсть наделять предметы мебели человеческими именами, всякому другому (не скандинавскому) уху кажущиеся сказочными прозвищами или частью волшебных заклинаний у Ингвара - реакция на дислексию. Уж очень сложно ему было запоминать артикли, долгие обозначения и пр.
В скандинавском интерьере преобладают пастельные тона: бежевый, светло-серый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-коричневый. Но основным цветом скандинавского стиля, без сомнения, можно назвать белый. При этом стоит добавить не достающих скандинавской повседневности ярких пятен - и вуаля, классический северный дизайн удался.
Основное требование к материалам в скандинавской парадигме - натуральность, именно она привнесет в дом уют. Древесина, металл, натуральные камни, стекло, хлопок, лен, мех, кожа, керамика, любые из этих материалов можно смело использовать в скандинавском стиле. Скандинавская мебель практична и функциональна. Ничего лишнего, должно быть максимум свободного пространства. Чаще всего мебель в той же Ikea изготавливают из деревьев светлых пород(бук, береза, иногда сосна, ель).
В скандинавском интерьере всегда присутствует минимум элементов декора, однако они должны быть достаточно яркими и простыми. Не забывайте о естественности и самобытности в любых мелочах, стеклянные вазы способны красиво преломлять и отражать солнечные лучи, в одну из них можно поставить сухие ветви/цветы или насыпать свежих древесных стружек.
Фарфор, свечи, металлические предметы, текстиль - все это станет гармоничным украшением интерьера в скандинавском стиле. Это могут быть тонкие коврики с цветочным или полосатым узором, а также лохматые ворсистые ковры, глиняные предметы, керамика.
Скандинавы очень трепетно относятся к морской тематике, например, можно повесить картины с изображением кораблей или рыб, что будет еще больше подчеркивать традиции северных стран. Характерной чертой скандинавского интерьера является размещение фотографий на стенах, особенно семейных. Плетеные корзинки и живые цветы тоже добавят атмосферу тепла и уюта в квартиру.
Если бы скандинавский интерьер был полностью белым или в пастельных тонах - это выглядело бы немного уныло и безлико. Изюминкой скандинавского интерьера являются яркие акценты. Это могут быть яркие подушки, коврики, абажуры, картины, да всё что угодно. Главное, не переборщить, а просто добавить несколько интересных деталей. Всего этого - с избытком в любой линейке товаров IKEA.
Природные линии, плавные переходы из одного пространства в другое, натуральные материалы, солнечный свет — из этих простых составляющих скандинавские дизайнеры и архитекторы создают интерактивные и живые пространства и предметы. Скандинавский стиль — это когда "просто" не значит "скучно", а значит — гениально.
WikipediaВ ответ на долгие зимы и всего несколько часов солнечного света в день скандинавские дизайнеры начали создавать легкие, открытые, светлые и практичные пространства. Они стараются создать в домашних условиях максимальный комфорт и уют со всеми необходимыми бытовыми средствами под рукой, чтобы можно было пережить зиму без особых психологических травм.
В скандинавских странах, где индустриализация немного запоздала, огромное влияние имели ремесленные традиции. Особое место занял органический дизайн, являющийся по большей части стилем одного материала — дерева.
Комфорт — это в первую очередь избавление человека от психологического стресса. И проще всего бороться с ним при помощи изменения жизненной обстановки. В монохромности, вероятно, заложена способность к постоянному изменению. Белый, черный, серый и другие типичные для скандинавского дизайна цвета являются нейтральными, они не давят на человека, дают ему ощущение свободы.
Скандинавские дизайнеры всегда находились в поисках идеальной формы — функциональной и обладающей внутренним содержанием, а не некой внешней экзотичностью. Плавность природных линий и строгий функционализм — основные постулаты скандинавского дизайна, задача которого — сделать жизнь человека удобнее.
Это удобство, которое "превыше всего", в сочетании с внезапной яркостью цвета на фоне спокойных природных тонов - то, на чем зиждется не только стиль Ингвара и его IKEA, но и всей его жизни. С одной стороны, строгая скандинавская биография становления скромного мальчика, выросшего благодаря труду и смекалки в персону из первой десятки богатеев Forbes. С другой - история, полная ярких деталей и эпизодов, повлиявших на всю историю современного мира.
Всем известен этот нередкий для мира богатых парадокс - Ингвар отличался бережливостью. В одном из своих интервью он рассказал, что машине, которую он водит, исполнилось уже 15 лет, что он всегда летает экономклассом и что от своих подчинённых требует использовать обе стороны листа бумаги. Вся мебель в его доме — из магазина ИКЕА, за исключением «старого кресла и прекрасных напольных часов». Он рассказывал, что 32 года пользуется одним и тем же креслом: "Я пользуюсь им 32 года. Жена считает, что мне нужно новое — потому что материал загрязнился… Но в остальном — оно не хуже нового".
Удобство, функциональность, комфорт - да. Лего в интерьере. Все так. Именно из соображений удобства Ингвар и придумал IKEA вообще и строил всю свою жизнь в частности. И именно по этой причине покинул родную Швецию - в какой-то момент он запротестовал против "неудобных" неоправданных, на его взгляд, налогов в родной стране.
Но живой человек, живое яркое пятно чувства, памяти сердца все же оказались сильнее. Он вернулся в Швецию после смерти жены - невзирая ни на какие налоги - чтобы быть к ней ближе.
В этом весь он. Прагматизм и красочность. Простота и щедрость. Стремление к технологичности и память природы. Покойся с миром, Ингвар. И с удобством.
Юлия Милович-Шералиева