Кажется, что она была всегда. Что с ней играл маленький – еще совсем не Великий – Петр. Что ее мастерили детишкам те, кто шел на Куликово поле. Матрешка. Чуть ли не главный символ России.
Однажды Елизавете Григорьевне привезли из Японии деревянную игрушку – божества Фукурумы и его семейки, которая пряталась внутри. (По другим версиям – другое божество, но не важно.) Игрушку увидел один из художников, Сергей Малютин, восхитился. Решили, что надо сделать подобное, но очень русское. И токарь Василий Звездочкин выточил наш первый символ. Точнее, сразу восемь, один скрывался в другом. Малютин расписал. А имя Матрёна будто бы дали в честь горничной Мамонтовых. Хотя в Матрёне отчетливо слышится и латинское matrona, то есть мать, глава семьи.
В 1900 году игрушку-матрешку привезли на Всемирную выставку в Париж, где она получила восторги и бронзовую медаль. Так появился самый главный символ России. Тот, с которым играл в детстве наверное всякий в нашей стране, тот, который иностранцы скупают в несметных количествах.
А помните дико смешной эпизод в фильме «Приключения итальянцев в России», когда герои прячутся от льва по матрешкам? Конечно, Эльдар Рязанов намеренно это придумал: комедии предстоял европейский прокат, а какая Россия без матрешек, пусть даже гигантских.
И авторы этого символа – Малютин со Звезочкиным.
В 1907 году «сказку» построили, все опять восхитились. В подвале дома буйствовало знаменитое кабаре «Летучая мышь», где выступали Станиславский и Качалов. В самом доме были студии художников Альтмана и Фалька. Дом стал хитрой матрешкой, в которой «прятались» гении.
Алексей БЕЛЯКОВ