Здравствуйте. В России год театра, а ситуация, если честно, удручает. МХАТ Горького, театр Образцова, театр Волкова и многие другие всё чаще появляются в заголовках новостей и в печальном свете. Актёры выходят на улицы с плакатами, пишут письма в министерство и обращаются к президенту. Что творится и почему в театрах возникают конфликты и скандалы попробуем разобраться вместе с Вами. Приятного чтения!
Шумиха вокруг МХАТа Горького не утихает уже несколько месяцев. Причём, ситуация настолько мне знакома - труппа недовольна назначением художественного руководителя Эдуарда Боякова. Артисты «раскололись» на два противоборствующих лагеря и кто-то смирился с назначением и терпит всё, лишь бы не потерять работу, а кто-то готов рискнуть карьерой, ролями и судьбой, но отстоять свою правоту. Такое было в огромном количестве театров и в том, где до недавнего времени служил и я. (Про ситуацию в моём театре можете прочитать тут). Было подобное и в театре Гоголя (ныне Гоголь-центр), и в театре на Таганке, и в театре Образцова. Можно, конечно, списать всё на вечно недовольных артистов, которым только дай волю повоевать с новым руководством, но я уверен, что рыба гниёт с головы. Слишком уже много скандалов в московских (и не только) театрах, что невольно задумываешься о качестве назначенных кадров на руководящие должности, а именно худ.руководителей. Да и претензии актёров и других цехов театров мне видятся весьма справедливыми. Сейчас расскажу подробнее и буду очень ждать Ваших комментариев по этому поводу.
Представьте, что Вы много лет работаете на производстве чего-либо. Вы хороший сотрудник и Ваш продукт нравится руководству и, особенно, потребителю. Вдруг, приходит новый начальник и, не вникнув в суть организации, не ознакомившись со всеми аспектами Вашей работы, всё меняет. Меняет так, как хочет его левая нога, а Вас заставляет производить Ваш продукт совсем по-другому. Либо увольняет просто потому, что Ваше лицо ему не понравилось (хотя работу Вы свою выполняете прекрасно). А возможно, увольняет потому, что его друг/сват/брат прекрасно подойдёт на Вашу должность. Понимаю, что аналогия весьма грубая, но именно так приходят свеженазначенные худ.руки в театры (за редким исключением). Конечно, артисты выходят с плакатами и пишут президенту, как и во все сми. Зачастую, эти новые худ.руки прекрасные режиссёры, но они ничего не понимают в руководстве. Театры оказываются в руках абсолютных дилетантов, да ещё и с диким желанием «грянуть» на всю культурную прослойку новомодным спектаклем и удивить всех. Вот и получаем скандалы в коллективе, которые мусолят все сми, пошлые постановки и бесконечные суды с уволенными сотрудниками. Какое искусство может быть в такой атмосфере? А страдает, как всегда зритель, который приходит в свой любимый, допустим МХАТ, ожидает увидеть привычную стилистику и знакомых артистов (ту же Доронину, например), а видит пошлую извращённую фантазию режиссёра с новыми артистами. Разочаровавшись в спектакле, зритель приходит домой и читает в интернете о театре, узнаёт все подробности скандалов и больше в этот театр не вернётся. А в министерстве все довольны, ведь по бумагам всё чисто, план спектаклей выполняется, да ещё и прибыль пошла (Бояков сдаёт площадку проходным антрепризам со «звёздами». Зритель плюётся, а денежки капают). А знаете как я вижу решение этой ситуации?
Во-первых, худ.рукам и министру нужно перестать делать вид, что всё прекрасно и никаких проблем нет! Чем больше не обращать внимания и замалчивать скандалы, тем сильнее они потом выльются наружу. Нужно сразу, при первом приходе в новое место поговорить с сотрудниками, услышать их и прийти к компромиссу. Нельзя сходу увольнять людей и вводить новые порядки. Ну неужели опыт других театров не учит? Скандалы могут длиться годами и уничтожить театр, а ведь так просто избежать их. Конечно, со всеми не договоришься, но к каждому можно и нужно найти подход и уж если расставаться, то полюбовно. Я сам видел, как новый худ.рук уволил почти 20 человек и все остались довольны. Ни одного иска и скандала. Заплатить премии, написать рекомендации и посоветовать коллегам в другие театры и все дела. Театр превратился в обычный бизнес, которым управляют дилетанты с извращённым вкусом и это очень печалит. Одно знаю точно - артисты всегда побеждают в таких конфликтах. Они очень упорные и идут до конца. Они сажают директоров, выигрывают суды и переходят в другие театры. А вот облажавшийся худ.рук - это клеймо на долгое время!
Дорогие читатели, напомню, что в своих статьях я пишу своё мнение, которое никому не навязываю. Мне очень интересно, что думаете Вы, пишите свои мысли в комментариях. Спасибо. Ставьте «лайк», если понравилась статья. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые и интересные выпуски. Удачи Вам и поменьше конфликтов.
Читайте также:
«Как сбитый лётчик» Об артистах, чья карьера разрушена
О влиянии «звёзд» на людей и «кибератаках» Гарика Харламова
Все изображения и фотографии взяты из открытых источников