Как редактировать уже написанный текст?

Мы уже знаем, как выбрать тему и начать писать любой текст. А как быть с тем, что уже написано, но всё ещё "не идеально"? Рассказывает лектор школы "Мастерство создания текста" Юлия Милович-Шералиева Как редактировать уже написанный текст?

Как редактировать уже написанный текст? Мы уже знаем, как выбрать тему, жанр, составить план и вообще, писать текст и его закончить. А как быть, если у вас уже все написано, все еще нет ощущения, что текст - идеален?

Начав читать уже написанное, задайте себе вопрос "Почему я об этом пишу?", "Кому это может быть полезно и\или интересно?" Если нет ответа – лучше внести фразы, которые это исправят. Четкие и простые, как если бы ваш друг, запутавшись, прямо попросил вас это объяснить. При этом так, как будто у него очень мало времени. В двух словах!

То, что на эти вопросы не отвечает прямо или косвенно, но присутствует в начале текста, можно, наоборот, убрать. Не нужно носиться с каждым написанным словом (типа "я же его выстрадал!" - вы же пишете уже не для себя, а для других, прежде всего), поэтому оставляйте только суть, для чего смело отсекайте повторы, детали, не дающие ничего полезного или нового. Все, без чего можно обойтись, не теряя смысла.

Как это понять? Просто честно спрашивая себя и отвечая самим себе же: "А это (слово, предложение, абзац, глава) здесь точно нужно?". "Дало бы оно мне что-то важное, будь я на месте читателя?". Если реально можно обойтись без них – отправляйте их в топку без всякого сожаления – так вы, наоборот, сконцентрируете внимание читателя на самой сути.

Убирайте обобщения и голословность. Все, что не подтверждено, а основано на ваших собственных (и только) ощущениях и единственном опыте, лучше удалить. Заменив на что-то более весомое (извините) – больше одного примера (но и не больше двух, незачем перегружать читателя, ему и так некогда), на мнение эксперта, знаменитости или афоризм древних (они заслужили такое право временем или тем, что уже умерли).

Как редактировать уже написанный текст?

Удаляйте что-то типа "Каждый из нас…", "всем известно". Вы не знаете этого наверняка, кроме того, это скорее всего неправда. Лучше пишите "По статистике 90% людей знает…", "Согласно исследованиям журнала "Кот и пес", каждый третий…"

Заменяйте голословность на фразы, которые опираются на столкновение, сравнение с чем-то другим, но в той же нише (пример: мы не можем просто сказать "Этот фильм плохой". Лучше так: "Этот фильм проигрывает по сравнению с картиной о том же, но другого режиссера, потому что…". Или "Удачнне предыдущего фильма этого же автора". И т.п.). Помните: нельзя просто сказать "этот фильм - фигня". Нужно это подтвердить.

Удаляйте признаки экзальтации – большое число восклицательных знаков, смайлики, капслок и выделение полужирным. Представьте, как бы вы все их озвучивали, если бы написанное пришлось читать вслух? Русский язык в состоянии передать все, что угодно благодаря словам, синтаксису и пунктуации.

Меняйте все, что выходит за рамки информационного стиля, отодвигайте личное восприятие на второй план, на первом оставляя самую суть. Для этого можете просто выбросить все прилагательные. Вообще. А вот когда захотите порассуждать о чем-то абстрактном, прекрасном и художественном, можете вернуть хоть все прилагательные.

Определяйте и соблюдайте соответствие стиля и жанра текста его задачам. Замыслу. В блог пойдет более доверительная, разговорная речь. Более коротко изложенная – как если бы вы рассказывали что-то друзьям. В статью – имея в виду, что вас могут читать совсем незнакомые вам люди – нечто более отстраненное, объективное, не допускающее "Я", личных оценок и злоупотребления описаниями личного опыта и восприятия. Это может там быть, даже должно быть! Но не более одного примера на один абзац.

Управляйте последовательностью в тексте. Следите за его структурой. Не бойтесь менять местами абзацы и целые куски текста.

Удачно отредактированный текст - интересный, структурный, запоминающийся. Интересный – чтобы читателю было здорово от увлекательности! Структурный – чтобы было легко и понятно читать. Запоминающийся, чтобы он в памяти мог легко к нему обратиться.Но главное – текст должен быть полезным. Поменять качество жизни прочитавшего его в лучшую сторону.

Не храните тексты на пыльных полках. Все, что мы начинаем, достойно завершения. Что если нам надо чем-то поделиться, то это точно кому-нибудь да нужно, не только нам! Это надо разрешать себе делать, как надо давать прорасти цветку. Но, как и в выращивании цветка, здесь есть правила, которых нужно держаться. Вы их только что прочли.

Удачи!

Юлия Милович-Шералиева