На эту «философскую» тему журналистка velvet.by поговорила с Мариной Рощиной, директором репутационного агентства «Шаги к успеху».
Марина Рощина
— Расскажите о себе: на кого вы учились, где работали — ведь наверняка не сразу решили работать на себя.
— Конечно, не сразу (смеется). Наверное, начинать рассказ надо с 1994 года. На руках красный диплом Белорусского государственного экономического университета по специальности «экономика и управление производством». Выбор, куда пойти работать, не велик. Свободное распределение, надо искать работодателя.
Кроме как собственных амбиций, исполнительности и общих знаний по экономике предложить было нечего. Мне повезло, и я оказалась в команде увлеченных специалистов, которые первыми проводили экономические реформы в области приватизации. Потом была работа в одной из первых белорусских консалтинговых компаний, благодаря которой я стала работать в проекте Coopers&Lybrand. После чего я поняла, что многого не знаю и нужно многому учиться.
Дальше я стажировалась в Америке, в компании, управляющей недвижимостью, принадлежащей General Motors, где мне предложили работать. Но дома меня ждал любимый человек, и ни за какие сокровища мира мне не хотелось терять это чувство. Так что я вернулась домой. В день приезда я испытала чувство похожее на то, когда ты возвращаешься из итальянского отпуска в Беларусь, только умноженное на миллион.
Но внутренне я была уже другой.
Второе образование получила в Литве, стала магистром политологии. Еще было обучение в школе бизнеса в Ирландии по программе МВА. Стажировалась в Германии, Польше, Израиле, Франции, Нидерландах.
И что оставалось делать такой умной и красивой? Только работать на себя. Выбрала направление, в котором чувствую себя как рыба в воде. Это консалтинговые услуги в области маркетинговых коммуникаций.
— Сложно ли было решиться открыть свое дело? Готова поспорить, было немало «доброжелателей», которые рассказывали, что лучше сидеть на спокойной работе со стабильным окладом.
— Да, конечно... Это было непростое решение. Но разве в современном мире приходится рассчитывать на стабильность? Здесь скорее стоит говорить о способности изменяться, учиться новому, быть в тренде. Эти качества у меня присутствовали с детства. С годами к ним добавился профессиональный опыт, хорошее образование, подкрепленное практикой в международных проектах и компаниях, деловые контакты в различных направлениях.
Все эти факторы придали мне уверенности в собственных силах, а интуиция подсказывала, что риск того стоит и у меня все получится. Хотя, конечно, тут без падений и разочарований не обошлось. Важно научиться ставить цели и работать над ошибками.
— Приходилось ли вам ломать себя, выгонять из зоны комфорта?
— Да, конечно. Не выходить из зоны комфорта — значит стоять на месте и не двигаться вперед. Чтобы что-то найти, нужно что-то потерять. Это всегда непросто, так как нас сдерживают комфортные привычки, страх не дает ощущения свободы. Проблема выбора своего пути вечная.
Знакомы ли вы с трудами греческих философов? «Миф о пещере» Платона (Государство) — яркое пояснение природы человеческих сомнений на этом пути.
— Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас. Репутационное агентство для Беларуси звучит парадоксально — в нашей стране многие компании уверены в том, что потребитель в любом случае придет к ним.
— Да, действительно. В экономике, где долгое время доминировала государственная собственность и госзаказ, мало кто заботится о своей репутации. И вот тут хотелось бы определиться в дефинициях, так как сегодня на лицо подмена понятий имидж, репутация. Что мы понимаем под репутацией? Для меня и моей команды репутация — это конкурентное преимущество компании.
Ценность репутации возрастает в рыночной экономике, где проявляется конкурентная борьба компаний за потребителя. Компании для привлечения потребителя товаров или услуг используют различные маркетинговые технологии, которые формируют в сознании потребителя определенные ожидания.
Поддавшись обещаниям организаций получить самый-самый лучший товар или услугу, потребитель не всегда получает обещанное, его ожидания не оправдываются.
Разочарование потребителя обходится компании очень дорого, и особенно сейчас, когда очень легко и доступно можно поделиться своим негативным опытом со всем миром. Под угрозой находится доброе имя компании и, как результат, ее финансовые показатели.
Правда, угроза репутации может быть нанесена не только недовольным потребителем, но и конкурентами, «доброжелателями». Распространение фэйков становится все более популярным способом создания ложного информационного поля вокруг отдельных личностей, компаний с определенной целью дискредитировать, обесценить, повлиять на лояльность отношения партнеров, сотрудников, социума в целом.
С этим мы также работаем, предлагая нашим заказчикам комплексные решения по управлению репутацией как в офф-лайн, так и он-лайн, а также в ситуации кризиса репутации. Нужно сказать, что, несмотря на некоторое отставание в этом процессе по сравнению с соседями, Беларусь включается в процесс и спрос на услуги агентства растет.
— На ваш взгляд, есть ли в нашей стране впечатляющие примеры женского бизнеса?
— Смотря, что считать впечатляющим бизнесом. Для меня, если женщина смогла найти свою бизнес-идею, прокачала ее, открыла свою компанию, начала зарабатывать, — это уже поступок, которым можно гордиться и мотивировать других.
Беларусь — страна достаточно патриархальная, ресурсы здесь сосредоточены в мужских руках и не просто заполучить доступ к ним, даже будучи умной и красивой.
Поэтому, как правило, женщине приходится начинать с чего-то малого. Это может быть даже ремесленничество, затем нужно скалачивать вокруг себя команду единомышленников, увлеченных идеей, и шаг за шагом формировать клиентуру, добиваться узнаваемости, создавать собственный бренд, нарабатывать кредитную историю.
В регионе, например, гораздо сложнее женщинам как открыть свое дело, так и развивать его.
— Есть ли примеры успешных женских проектов в регионах?
— Опять-таки, возникает вопрос, как оценивать успешность. По каким критериям? Обеспечивать себя и свою семью, или попасть в десятку богатых людей по версии Forbes?
Если рассматривать первый критерий, то таких проектов много. Знаю это не понаслышке, так как провожу образовательные тренинги по обучению предпринимательству в регионах в течение многих лет. Знакома лично и восторгаюсь силой духа женщин-предпринимателей, желанием изменить свою жизнь к лучшему вопреки внешним обстоятельствам.
Это проекты, как правило, в областях, не требующих первоначально больших инвестиций.
Буквально из последнего образовательного проекта в Пуховичском районе. Это открытие торговой точки. При чем Екатерина, придя на тренинг, даже не имела сформированной бизнес-идеи.
Но жизненные обстоятельства — она многодетная мама — вынуждали ее искать способы дополнительного заработка, кроме социального пособия по уходу за детьми.
Была молодая предпринимательница Любовь, которая открыла магазин по продаже декоративной штукатурки и отделочных материалов. Это семейный бизнес, но со слов Любови он не приносил желаемых результатов и по причине расположения, и отсутствия спроса в регионе на современные отделочные материалы.
На протяжении пяти месяцев обучения Любовь не только разработала бизнес-план для своего магазина, но и нашла маркетинговые инструменты как привлечь внимание потребителя и преодолеть их страх перед новыми отделочными материалами, жидкими обоями, например.
Интересный опыт дополнительного заработка у Юлии, которая работает учителем в школе, но вместе с тем готовит необыкновенного дизайна мыло ручной работы с добавлением натуральных красителей, будучи ремесленником.
Возможность получить дополнительное образование по основам бизнес-планирования очень важно для раскрытия предпринимательских способностей женщин, проживающих в регионах. Во время тренинга я провожу с участниками авторскую технику по генерированию бизнес-идеи.
Эта техника мне очень нравится, так как заставляет участников посмотреть внутрь себя, оценить свой потенциал, подумать о своем предназначении и как итог, появляются направления деятельности, бизнес-идеи, которые не только могут приносить деньги, но и от которых можно получать удовольствие.
Я даже вывела свою формулу успешного бизнеса — это «Правило 3 С»:
первое С — это спрос. Нужно создавать такой продукт/услугу, которые пользуются спросом, востребованы или создавать спрос, что, конечно, требует больше инвестиций на раскрутку.
Второе С — это наличие средств для ведения бизнеса. Причем это необязательно должны быть материальные ресурсы, но и люди, оборудование и т.д.
И третье С — это страсть инициатора бизнес-идеи получить результат. Ведь когда мы увлечены каким-то делом, что нам очень нравится и приносит удовольствие, то найдутся и ресурсы, и возможности, чтобы получить результат.
— Насколько вообще белоруски готовы отказываться от имиджа «только мам, только жен» и создавать нечто принципиально новое? Хотят ли они учиться?
— Почему только белоруски?
Необходимость учиться и развиваться продиктована общей ситуацией перераспределения социальных ролей во всем мире. Мужчина уже не «убивает мамонта», теперь «мамонт» стал значительно «мельче», требуются другие способности и компетенции. Охотиться за тем самым «мамонтом» под силу и ребенку: тринадцатилетний подросток способен проще объяснить технологии блокчейн, чем взрослый.
Поэтому, возвращаясь к вопросу, отказ от имиджа «только мам, только жен» продиктован, во-первых, мировыми тенденциями развития, а, во-вторых, личным выбором женщины.
— Что мешает нашим женщинам развиваться в профессиональной сфере (стереотипы, комплексы и т.д.)?
— Если посмотреть статистику, то мы увидим, что в Беларуси соотношение между мужчинами и женщинами, имеющими высшее образование, на 1000 человек, практически одинаковое. Это говорит о том, что гендерного дисбаланса в доступе к получению высшего образования нет. Сложности возникают потом, когда при прочих равных работодатель отдает свое предпочтение мужчине: ему не нужно уходить в декрет, на больничный по уходу за ребенком...
И вот тут как раз и скрывается внутренний конфликт, когда женщина, получившая хорошее образование, не может реализовать себя профессионально и довольствуется вторыми ролями. Эта проблема лежит на поверхности. К счастью, наблюдаются положительные тенденции в решении этого вопроса, который, в первую очередь, необходимо решать на государственном уровне.
Так, в Беларуси действует Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства до 2020 года, цель которого как раз и заключается в создании конкретных механизмов внедрения гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности общества.
Помимо этого существует множество проектов, где можно бесплатно получить базовые знания в области предпринимательства и попробовать себя в бизнесе.
Благодаря таким проектам, женщины знакомятся друг с другом, создают свой нетворкинг, поддерживают друг друга, генерируют бизнес-идеи, а многие в будущем становятся партнерами по бизнесу. Здесь, безусловно, важны личная коммуникация и успешные истории друг друга.
Хотелось бы поделиться немецким опытом поддержки женщин в их стремлении к самореализации. В Германии создают бизнес-инкубаторы, где не декларируются, а создаются реальные механизмы поддержки женских бизнесов:
- льготная аренда,
- доступ к бесплатным образовательным проектам,
- централизованные услуги таких сервисов как ведение бухучета,
- создание бренда компании,
- IT-обслуживание, что минимизирует первоначальные расходы, связанные с открытием и становлением бизнесов.
Будучи экспертом стартап-школы ИБМТ БГУ, заметила хорошую тенденцию: девушки не бояться конкуренции с юношами и очень активно вовлекаются в предпринимательство, пишут свои проекты, прокачивают бизнес-компетенции, отстаивают свои идеи перед инвесторами.
Кстати, в группах порой больше девушек, чем юношей. Так что стереотипы и шаблоны постепенно разрушаются, что не может не радовать.
— У кого больше потенциал — у женщин, которые только-только закончили вуз, или у дам после 40?
— Внутренний потенциал не зависит от возраста. Я знакома с женщинами, которым 60+, но которые выглядят и думают как тридцатилетние, и знакома с девушками 18+, мыслящими как пенсионерки.
— Есть ли женщины (в любом историческом периоде, стране), которыми вы восхищаетесь?
— Конечно, таких примеров очень много. Тут даже больше хочется отметить те качества, которые для меня важны в жизни. Это целеустремленность, гибкость, великодушие, доброта, творческий подход во всем, умение любить, прощать, чувство вкуса.
Если о персоналиях, то этими качествами обладали, на мой взгляд, Коко Шанель, Маргарэт Тэтчер, Гала Дали.
— Продолжите фразу: «Самое страшное для меня в работе — это…»
— Дилетантизм, раболепие, безразличие.
— Если бы к вам пришла женщина и сказала: «Я очень хочу изменить свою жизнь, но даже понятия не имею, каким образом…» — с чего бы вы посоветовали ей начать?
— Не может быть общего рецепта. Каждый человек — это вселенная. Самое неблагодарное дело, «даже для консультанта с многолетним опытом работы», это давать советы, не зная человека лично.
Но, вместе с тем появление желания изменить свою жизнь — это уже начало нового пути. Помните, как говорится:
- «Есть мечта? Беги к ней.
- Не получается бежать? Иди к ней.
- Не получается идти? Ползи к ней.
- Не можешь ползти? Ляг и лежи в направлении мечты!»