Фильм «Свет далекой звезды»: экранизация, которая превосходит первоисточник.

Фильм «Свет далекой звезды»: экранизация, которая превосходит первоисточник.

Название у статьи слишком мягкое. Экранизация просто рвет первоисточник, повесть Чаковского, как тузик грелку. Талант Пырьева как режиссера и талант Чаковского просто несравним.

При этом, фильм «Свет далекой звезды» Ивана Пырьева является далеко не самым известным фильмом в творчестве этого режиссера. И даже далеко не самым известным советским фильмом.

По центральным каналам этот фильм не показывали много лет. Наверное, причина этого большой хронометраж этого фильма. Раннего Басова тоже не показывают из-за больших хронометражей его ранних фильмов.

Но, начинаешь смотреть этот фильм, и все забываешь на свете. А после просмотра этого фильма тебе гарантирована бессонная ночь. Вообще, простите за спойлер, этот фильм никак не рекомендован к просмотру людям со слабыми нервами. Последние кадры очень тяжелые.

Режиссер Пырьев нарушает все законы искусства, по которым долгие поиски любимой женщины, считавшуюся погибшей, должны закончиться долгим поцелуем. Но Пырьев далек от этих законов. Он создает собственные законы, поступая как настоящий художник.

Кстати, в линию основного сюжета, вплетаются еще два побочных сюжета. Эти сюжеты в полнее духе тех лет, с разоблачением стиляги и мещанки, второй сюжет немного оттягивает внимание от основного сюжета. Но в финале ты понимаешь, зачем необходимо эти сюжеты.

И даже не принимая душой концовку фильма, ты понимаешь, почему такая концовка необходима этому фильму. А другая концовка была бы лживой, или просто сиропной. И такой сиропной концовки не может быть.

От формальных героев Чаковского Пырьев поднимается до героев Достоевского, и в фильме кипят страсти Достоевского. Поэтому, фильм и сбивает зрителя с ног. Должен быть соцреализм, а здесь реализм подлинный. И люди здесь подлинные. Даже эпизодические персонажи здесь не просто носители драматургической функции, а они именно что люди.

Это последний фильм того периода, который носит явно антисталинскую направленность. Здесь в открытую говорят о репрессиях, и о Берии с его арестами. Здесь говорится о космополитизме, когда за иностранное слово, произнесенное с кафедры института, можно было получить срок. Про генетику и кибернетику уж и не говорю.

Но здесь говориться и о том, что в эти году мы победили в страшной войне, и победитель в картине осуждает того, кто выступает против космополитизма.

Политика совсем не портит этот фильм. Так сильна в нем человеческая история.

Она, кстати, типичная для тех лет. Было снято несколько фильмов на тему того, как ведутся поиски людей, пропавших во время войны («Дело было в милиции», «Отчий дом» - самые яркие из этих фильмов). Во всех фильмах была оптимистическая концовка. И очень хорошее настроение. Здесь же этого нет.

Фильм «Свет далекой звезды»: экранизация, которая превосходит первоисточник.

Про роли говорить не буду. Наверное, Баталов и раньше стал великим актером, но в этом фильме окончательно оформился его статус великого актера. Так сыграть такую роль мог только Баталов.

Актер Николай Алексеев, который сыграл в фильме главную роль Алексея Завьялова, сейчас совсем забыт. И это несправедливо.

Лионелла Пырьева – просто красавица! Хоть и жена режиссера, но свою роль получила не по блату.

Стоит отметить и актеров, которые сыграли второстепенные роли. На мой взгляд, все они попали в яблочко.

Фильм не слишком известен сейчас, но фильм стоит того, чтобы его смотрели!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотографии взяты из свободных источников.