Так уж сложилось, что мне довелось ассистировать Чингису в подготовке выставки "Вход-Выход. Процесс-Результат". Выставка проходит с 03-го февраля по 17-е февраля в культурном центре "Дом Фергана". На выставке представлены литографии разных лет, эскизы, наброски, рабочие рисунки.
Три первых эстампа прямо напротив входа. При близком рассмотрении, как ребусы для тех, кто "в теме". Ведь только прочитав повесть Пушкина "Пиковая дама", можно понять "Натюрморт Германа. Особое состояние". Летящая пуля, дырявое яблоко, желтый дом и застегнутая молния стола - так автор видит тайну трех карт и роковые знаки судьбы главного героя. А Германа нет. Иначе был бы портрет…
В центре экспозиции - почти черно-белый "Шаман" в красном паспарту.
Культурный центр "Дом Фергана"Работа создана после просмотра фильма Оливера Стоуна "The Doors" о Джиме Моррисоне и одноименной группе. Художник самое нутро фильма: актеры суть лицедеи, создающие иллюзию, а значит маги и шаманы. Возможно, потому что сам Чингис театральный художник и сын знаменитых артистов - театр в его крови. Для него таинство актерского творчества и есть шаманизм. И потому все великие актеры - великие шаманы.
"Электрический стул", второе название "Сгоревшим людям искусства - посвящается!". Конечно, это цитата из песни Виктора Цоя "сесть на электрический стул или трон", за которой целая история эпохи перемен. А еще это посвящение Театру на Таганке, где Высоцкий играл Гамлета. И посвящение Николаю Симонову, которому адресована фраза: "так играть нельзя, он сейчас умрет".
Культурный центр "Дом Фергана"Это и реквием по Андрею Миронову, который умер во время спектакля, не доиграв последнюю сцену. Но это также и отсылка к фильму Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки", совершившим «переворот» в сознании многих из нас, со сценой, где бунтаря-одиночку МакМерфи увозят на лоботомию, пробивающей до дрожи и лишающей надежды. Такой яркий аккорд с порога задает правильный настрой для просмотра всей экспозиции. Ведь далее все в рамках. Сдержанное напряжение в монологах о себе. И - вопросы к зрителю.
Почему в литографии "Дом отдыха мясокомбината" у осликов человеческие глаза? Потому что это заколдованные мальчики, как в сказке про Пиноккио? Почему "Похищение Европы" выполнено в манерно-ироничном стиле? Все маски сорваны и Зевсу больше не нужно скрывать свою человеческую природу?
И еще двадцать листов зазеркалья в этом квесте. По замыслу автора во всех эстампах есть "крупинка соли". Нужно только рассмотреть.
И здесь необходимо вернуться к названию. Простое и сложное одновременно, как и сам автор, который не может сделать "просто экспозицию". Для него очень важно создать "поле" для работ. И он, как в театре, декорирует "зазеркаленными" дверями "вход"/"выход", выстраивая коридор меж временем и пространством. Попав в этот пространственно-временной континиум, сложно выбраться - столько вопросов. И попытка ответить на некоторые, насколько я сама понимаю суть происходящего… Наверное для меня - это прежде всего опыт. Как прогулка с кастанедовским Доном Хуаном.
Культурный центр "Дом Фергана""Вход-Выход. Процесс-Результат". Все знают, что процесс создания картины и результат в виде готовой работы - единое целое. Но кто-то из художников ценит сам процесс, как условный "вход", погружение в тему, а кому-то важнее результат - готовый продукт потребления. Будь то картина, выставка и, соответственно "выход" из процесса, завершение определенного отрезка пути. Здесь на мой взгляд, обнаруживает себя «главный вопрос» автора - что же важнее: процесс, который высоко ценил великий Леонардо или результат?
Ведь, что для актера важнее - репетиции или премьера спектакля?
Что для нас с вами интереснее - сама жизнь или наши достижения в разных областях?
В этом смысле выставка и есть ответ художника.
Или вопрос - переадресованный зрителю.
Включите воображение и помните - все только в вашей голове.
Выставка проходит в культурном центре "Дом Фергана" по адресу: Костомаровский переулок д.3 корпус 12 строение 1.
Аэлита Жумаева