Советские фильмы - катастрофы.

Советские фильмы - катастрофы.

В советские годы в кино царила теория соцреализма и мнение, что советская техника самая надежная. Два этих столпа мешали развиваться советскому жанру «фильма – катастрофы». За долгие годы можно вспомнить только фильм «Неповторимая весна», где была эпидемия холеры, но сама ситуация с катастрофой имела там крайне подчиненный характер.

Помог нам Голливуд. В начале семидесятых годов там вышло несколько заметных фильмов в этом жанре. Эти фильмы стоили больших денег, фактически, эти фильмы были первой ласточкой, когда появились фильмы – аттракционы. Но главное, эти фильмы имели грандиозный успех у зрителей всего мира. А в нашей стране они имели грандиозный успех у одного только зрителя. И этим зрителем был Леонид Ильич Брежнев.

Именно с его подачи и было принято решение о том, чтобы снять первый фильм – катастрофу. И таким фильмом стал фильм «Запас прочности», который получил прокатное название «Экипаж».

Бюджет, правда, был совсем не большим. Была помощь от Аэрофлота, но закончилась все печально. Киношники, по глупости, сожгли реальный, но списанный самолет. Поэтому, большую часть действия снимали на макетах. А ведь фильм и до сих пор смотрится. Благодаря даже не спецэффектам, а тому, что Александр Митта был (и есть) поклонник Хичкока. А заповедь того гласит, что страшна неизвестность за дверью, и режиссерское мастерство и состоит в том, чтобы как нужно показать открытие этой двери. Поэтому, в фильме «Экипаж» главным является не показ стихии и катастрофы, а показ того, как люди справляются со сложной ситуацией.

По сути, фильм «Экипаж» - не совсем фильм – катастрофа, а производственная драма, в которой есть элементы этого жанра. Некий синтез.

Успех «Экипажа» превзошел все ожидания.

После этого был снят запрет на этот жанр.

Но никакого ренессанса не произошло.

Был еще фильм «34 скорый», довольно неплохое кино, но все же, проходное, про пожар в поезде. Сейчас, фильм помнится, благодаря актерским работам.

А главная железнодорожная катастрофа в СССР произошла по вине стрелочников, а не проводника.

Еще был фильм «Тревожное воскресенье» про пожар в трюме иностранного корабля, где находится наша ремонтная бригада. Тоже неплохое кино, но прорывом этот фильм назвать было нельзя. И прием у зрителей был крайне скромным.

Был фильм – катастрофа по реальным событиям «Прорыв», но фильм тоже прошел незамеченным.

Чуть большим успехом пользовался фильм «Поезд вне расписания» - некий парафраз «Сбежавшего поезда», только с молодежью вместо уголовников, и отличным актерским составом. Железнодорожники смотрели этот фильм, как комедию.

Был еще скромный малобюджетный «Размах крыльев». Тоже про предотвращение авиакатастрофы. Фильм запоминался своим актерским составом.

И на этом история советского фильма – катастрофы заканчивается.

Правда, одно «но».

Элементы фильма – катастрофы использовал Вадим Абдрашитов «Остановился поезд», «Армавир», совсем уж мистический случай с «Пьесой для пассажира». Там, напомню, играл Игорь Ливанов. Играл человека причастного к катастрофе поезда. А у него самого жена и дочь погибли в крупнейшей железнодорожной катастрофе.

Но все же, это были драмы, а не фильмы – катастрофы.

А затем советское кино кончилось. И надолго умер этот жанр.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотографии взяты из свободного источника.