Выдержки из интервью 2006 года, неизвестные факты об учебе, о подготовке певцов
Об учебе
-Галина Павловна! Вы так органично смотритесь в интерьерах этого чудесного особняка на берегу Невы. Насколько Петербург для вас – родина?
-Во всех смыслах это моя родина.
Я родилась здесь, выросла в Кронштадте.
У меня бабушка там жила, она меня с 6 месяцев воспитывала.
Так что Петербург для меня- это и мои университеты, и моё образование. Я же проучилась 7 классов, потом началась война, школу закрыли.
Потом – отряды ПВО, потом в оперетту областную поступила в 1944 году. То, что я видела вокруг себя, то меня и воспитывало.
Консерваторий я не кончала.
-Факт совершенно фантастический! Это мешало или нет?
-У меня была природная постановка голоса.
Первый учитель учил меня так, что у меня пропали верхние ноты. Я ничего не понимала тогда.
Он пережал мне дыхание – у меня пропали верхние ноты.
Меня не надо было учить, надо было меня просто наблюдать.
Я пела как птица.
Потом я встретила Веру Михайловну Гарину, училась у неё 2 года и через 2 года и попала в Большой театр.
Об поступлении в Большой театр
Я шла по Невскому проспекту и увидела объявление на Доме актёра- о конкурсе в Большой. Приняла участие, и выиграла.
-Сейчас такое возможно?
-Наверное, можно.
-Вам попадались такие ученики?
Об учениках и подготовки певцов
-Нет. Мне на 100 процентов попадаются ученики, у которых уже столько недостатков, что надо их лишать этих недостатков.
-Наверное, виновата гора информации, которая на них падает, а они хватают всё подряд?
-Есть такое.
Потом ещё виноваты плееры с наушниками.
В самолёте летит будущий певец- и переключает с одного на другое, учит репертуар с чужого голоса.
Раньше это были живые муки творчества.
Мы разучивали партию с концертмейстером, отрабатывали тонкие нюансы. Я сейчас- как услышал, так и поёт потом.
Это сплошь и рядом- это очень плохо. Середнячок идёт потоком- во всём.
-Но ведь Россия традиционно считалась кладовой хороших голосов! Это сохраняется или нет, каковы ваши наблюдения?.
-Голосов хороших много, только вот петь не умеют.
-Наверное, не хватает педагогов?
-Вообще здесь много чего не хватает.
Прежде всего культуры. Очень низкий уровень культуры.
Сейчас мы пожинаем плоды закрытого общества: когда всё было под запретом, ничего нельзя, никуда нельзя выехать по собственному желанию, только по какому то благоволению.
А ведь человеку необходимы поездки. Не то, что он там по прихоти хочет жить, ему это надо для образования, ему нужны впечатления.
Человек должен знать мир. Он живёт в это время, он должен знать, что в это время происходит в других странах.
-Наверное, там стать певцом было проще.
-Вовсе не надо думать, что там всё так просто с подготовкой певцов.
Везде трудности. Но там своё.
Я там с 1974 года жила, но до сих пор я не понимаю, как там молодой певец начинает карьеру!
Не понимаю.
Чтобы получить театр, роль, надо иметь имя.
А чтобы иметь имя- надо иметь театр, иметь площадку, где вы откроете рот и запоёте, и вас услышат, заметят, куда-то пригласят.
И вот они бегают, мечутся по менеджерам- а какого чёрта понимают в музыке менеджеры?
У них же совсем другая работа- контракты помочь заключить, работу найти. Это замкнутый круг.
И в России всегда было легче начинать- всегда.
В России у нас очень много театров. В те времена, когда у них было мало театров, у нас их было много.
Пусть плохих, но артисту было где выступать, где петь.
Пусть с плохим оркестром, который фальшивит,- но было место, где его услышат.
А сейчас, когда все кинулись врассыпную по миру счастья искать- я думаю разочарования будет очень много.
записала Ирина Дудина
Первая часть интервью из цикла Воспоминания о Галине Павловне Вишневской
Вторая часть интервью