Воспоминания о Галине Павловне Вишневской, неизданные части из интервью 2006 года

Выдержки из интервью 2006 года, неизвестные факты об учебе, о подготовке певцов

Воспоминания о Галине Павловне Вишневской, неизданные части из интервью 2006 года
Вишневская Галина Павловна, фото из архива А. Тегны-Рядно

Об учебе

-Галина Павловна! Вы так органично смотритесь в интерьерах этого чудесного особняка на берегу Невы. Насколько Петербург для вас – родина?

-Во всех смыслах это моя родина.

Я родилась здесь, выросла в Кронштадте.

У меня бабушка там жила, она меня с 6 месяцев воспитывала.

Так что Петербург для меня- это и мои университеты, и моё образование. Я же проучилась 7 классов, потом началась война, школу закрыли.

Потом – отряды ПВО, потом в оперетту областную поступила в 1944 году. То, что я видела вокруг себя, то меня и воспитывало.

Консерваторий я не кончала.

-Факт совершенно фантастический! Это мешало или нет?

-У меня была природная постановка голоса.

Первый учитель учил меня так, что у меня пропали верхние ноты. Я ничего не понимала тогда.

Он пережал мне дыхание – у меня пропали верхние ноты.

Меня не надо было учить, надо было меня просто наблюдать.

Я пела как птица.

Потом я встретила Веру Михайловну Гарину, училась у неё 2 года и через 2 года и попала в Большой театр.

Об поступлении в Большой театр

Я шла по Невскому проспекту и увидела объявление на Доме актёра- о конкурсе в Большой. Приняла участие, и выиграла.

-Сейчас такое возможно?

-Наверное, можно.

-Вам попадались такие ученики?

Об учениках и подготовки певцов

-Нет. Мне на 100 процентов попадаются ученики, у которых уже столько недостатков, что надо их лишать этих недостатков.

-Наверное, виновата гора информации, которая на них падает, а они хватают всё подряд?

-Есть такое.

Потом ещё виноваты плееры с наушниками.

В самолёте летит будущий певец- и переключает с одного на другое, учит репертуар с чужого голоса.

Раньше это были живые муки творчества.

Мы разучивали партию с концертмейстером, отрабатывали тонкие нюансы. Я сейчас- как услышал, так и поёт потом.

Это сплошь и рядом- это очень плохо. Середнячок идёт потоком- во всём.

-Но ведь Россия традиционно считалась кладовой хороших голосов! Это сохраняется или нет, каковы ваши наблюдения?.

-Голосов хороших много, только вот петь не умеют.

-Наверное, не хватает педагогов?

-Вообще здесь много чего не хватает.

Прежде всего культуры. Очень низкий уровень культуры.

Сейчас мы пожинаем плоды закрытого общества: когда всё было под запретом, ничего нельзя, никуда нельзя выехать по собственному желанию, только по какому то благоволению.

А ведь человеку необходимы поездки. Не то, что он там по прихоти хочет жить, ему это надо для образования, ему нужны впечатления.

Человек должен знать мир. Он живёт в это время, он должен знать, что в это время происходит в других странах.

-Наверное, там стать певцом было проще.

-Вовсе не надо думать, что там всё так просто с подготовкой певцов.

Везде трудности. Но там своё.

Я там с 1974 года жила, но до сих пор я не понимаю, как там молодой певец начинает карьеру!

Не понимаю.

Чтобы получить театр, роль, надо иметь имя.

А чтобы иметь имя- надо иметь театр, иметь площадку, где вы откроете рот и запоёте, и вас услышат, заметят, куда-то пригласят.

И вот они бегают, мечутся по менеджерам- а какого чёрта понимают в музыке менеджеры?

У них же совсем другая работа- контракты помочь заключить, работу найти. Это замкнутый круг.

И в России всегда было легче начинать- всегда.

В России у нас очень много театров. В те времена, когда у них было мало театров, у нас их было много.

Пусть плохих, но артисту было где выступать, где петь.

Пусть с плохим оркестром, который фальшивит,- но было место, где его услышат.

А сейчас, когда все кинулись врассыпную по миру счастья искать- я думаю разочарования будет очень много.

записала Ирина Дудина

Первая часть интервью из цикла Воспоминания о Галине Павловне Вишневской

Вторая часть интервью