Tom Waits. Самый русский из всех американцев
Добрый вечер, дорогие друзья!
«Недавно я осознал, что мы погребены под тоннами информации, которую путаем со знанием. Мы не отличаем достаток от избытка и богатство от счастья. Маленькая болонка Леоны Хемсли зарабатывала по 12 миллионов долларов в год, когда фермер из Огайо едва зарабатывал 30 тысяч. И это лишь частный случай того безумия, которое расцветает в головах каждого. Мы просто макаки, у которых есть деньги и оружие.» - так однажды сказал великий и ужасный Том Уэйтс – герой нашего сегодняшнего повествования.
Том Уэйтс – В его голосе восемь пудов хрипа. Он так поет, чтобы наглядно продемонстрировать публике, что музыку тяжело сочинять и так же тяжело исполнять. Он никогда не делал того, что легко. Даже пил по-черному, чтобы тяжелее было. Я думаю, он был бы не против почетного титула «Венечка Ерофеефф американского шансона»
О нем бессмысленно писать связную биографию. Все, что вы о нем узнаете сегодня, будет слишком мало похоже на то, что он сочинит про себя завтра.
Как-то в разговоре он обмолвился, что музыка для него — тот же концлагерь, только добровольный, там бьют и истязают, доводят до голодного обморока, но потом тебя встречает Христос.
Уэйтс славно прожил «безызвестную» часть своей жизни, пока его не скрутило, как радикулит, обожание сотен тысяч людей. Он славно пожил в пьянстве и нищете, пока не научился зарабатывать на своем хрипе приличные деньги.
Людям понравилась грустная романтика и трагичность песен Тома Уэйтса, а его статус вечно пьющего человека закрепился в умах многих. Но сам Том признается, что Если бы дерьмо хоть чего-то стоило, беднякам запретили бы иметь задницы.
Музыка Тома рождается сама собой — из шороха трущейся о космос планеты. Он не пытается вести себя странно, словно выпекая какое-то диковинное блюдо. Это получается у него само собой. Он не замешивает свои поступки на какой-то преднамеренной грубости или такте. И, может быть, оттого кажется всем таким странным и привлекательным одновременно.
Когда его дети спросили его о том, почему папа не такой, как другие, и почему у него нет нормальной работы, Том решил рассказать им сказку. «В одном лесу росли кривое дерево и нормальное, прямое дерево. И каждый день это прямое дерево говорило кривому: посмотри на меня, я высокое, могучее, прямое, правильное, прекрасное; а ты — скрюченное и согнулось пополам так, что никто даже не хочет на тебя смотреть. Так они и росли в лесу рядом, пока в один прекрасный день в лес не пришли дровосеки. Они посмотрели на прямое дерево и посмотрели на кривое, а потом сказали: давайте срубим вон то прямое дерево и вон те прямые деревья, а все кривые оставим расти. И они порубили все прямые и высокие деревья, перевели их на доски, зубочистки и туалетную бумагу. А кривое дерево по прежнему в лесу — становится с каждым днем более сильным и более странным»
Том Уэйтс - образцово-показательный аутсайдер, донельзя живописный и колоритный бродяга шоу-бизнеса, изгой, алкоголик и уличный сумасшедший. Он любимец немецких сайтистов, пишущих о культуре, для них Том Уэйтс - бомж американской индустрии развлечений, шоумэн антикультуры, поэт в рваных штанах и стёртых ботинках, мудрец из подворотни. Том Уэйтс - это акустический аналог Чарльза Буковски.
Том Уэйтс - известный мастер странно записанной музыки и странных музыкальных инструментов. Он использует самые неожиданные звуки. Он любит рассказывать историю, что во время записи альбома «Swordfishtrombone» (1983), кто-то протащил по студии стул с металлическими ножками, просто чтобы убрать его с дороги. Уэйтс замер и сказал: «Это потрясающе. Сделай это ещё раз, только богато по звуку, очень осторожно и много раз подряд, пожалуйста».
«Этот звук напоминал скрип тормозов огромного городского автобуса, - вспоминает музыкант, - Я действительно люблю звуки, которые находятся за пределами того, что считается традиционными инструментами и приемлемыми звуками.
Том Уэйтс открывает нам глаза на устройство шоу-бизнеса.
«Большинство людей, вращающихся в шоу-бизнесе, - говорит он, - на самом-то деле не кто иные, как повреждённые предметы. Они происходят из разрушенных семей - и именно это, как всякому известно, привело их к идее заняться шоу-бизнесом. Шоу-бизнес - это своего рода сиротский приют для тех, у кого было несчастное детство.
Жена называет его ослом. Однажды она сказала ему: «Я вышла замуж не за человека, а за осла». А Том подумал что это очень «Хорошее название для альбома»
Позже он сказал, что, когда сочиняет музыку, никогда не моется и не меняет белье. Как Микеланджело, который, закончив роспись Сикстинской капеллы, не смог снять с себя чулки — они срослись с кожей. Уэйтс такой же. Жена его за это чуть не убила. За запах.
На сегодня высочайшей наградой для артиста, которую наша культура способна ему преподнести, является право появиться в рекламе и мурлыкать какую-то чушь с капота нового автомобиля.
Популярные сейчас инстаграмм трененеры вдалбливают в нас что успешность жизни каждого человека это насколько им удалось быть теми, кто они на самом деле есть». А как узнать – кто мы есть на самом деле? Однажды Том Уэйтс задумался об этом... самым культовым из культовых музыкантов современности, который всегда шёл не против и даже не поперёк течения — никакого течения для него не существовало. В 1970-е, в пору расцвета глэм-рока и стадионного пафоса, Уэйтс под джазовый аккомпанемент пел битнические баллады о несчастной любви и сердце субботней ночи в дебрях мегаполиса, воплощая собой романтику городского дна; как в 1980-е, во время правления постпанка с одной стороны, и бездушной пластиковой поп-музыки с другой, Том обратился к радикальному арт-хаусному кабаре, изобретая собственные музыкальные инструменты и сотрудничая с выдающимися авангардистами; и как в 1990-х он стал бесспорным эталоном творческой принципиальности
Как говорится Все временно, даже вечность.