Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего сайта. Предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по самому знаменитому и посещаемому московскому кладбищу. В предыдущих публикациях я рассказывал вам о замечательных советских артистах, нашедших на нем свой последний приют. Сегодня я хочу поговорить с вами о замечательных композиторах и музы кантах создавших произведения, которые все мы слушаем и сегодня. Чьи мелодии и песни стали символами эпохи, в которую они жили и творили. И начнем мы с автора самого русского, самого великого марша который более ста лет является символом любви любого русского человека к своей Родине.

Агапкин Василий Иванович (1884-1964)

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Русский советский военный композитор, музыкант, дирижер. Автор бессмертного марша «Прощание славянки», который знают и любят во всем мире. Автор нескольких десятков маршей, вальсов, музыкальных аранжировок. Полковник Советской армии.

Родился в деревне Шанчерово Рязанской губернии. В годовалом возрасте лишился матери. Отец вместе с детьми перебрался в Астрахань, где работал грузчиком. Он умер, когда Васе было 8 лет. Оставшийся на попечении мачехи мальчик и трое других детей вынуждены были нищенствовать.
В 10 лет, имевший абсолютный музыкальный слух Василий Агапкин становится воспитанником оркестра 308-го резервного Царевского батальона Астраханского полка.
Через пять лет он стал лучшим солистом-корнетистом в оркестре. В 1899-1906 годах служил вольнонаемным музыкантом в различных военных оркестрах на Кавказе. Известно, что большую часть жалования он тратит на помощь семье.

В 1906 году был призван в армию на срочную службу в Тифлисе, в 16-й драгунский Тверской полк.
В 1909 году, по окончании службы приехал в Тамбов, где был принят на сверхсрочную службу штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского Тамбовского полка. Там же в 1911 году поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение в класс Федора Михайловича Кадичева.
Свой знаменитый марш «Прощанье славянки» он написал в 1912 году, когда началась Первая Балканская война, которую Болгария, Греция, Сербия и Черногория вели против Османской империи стремившейся вернуть свои утраченные позиции.
Известно, что Россия, хотя и не участвовала напрямую в этой войне, оказывала всяческую помощь братским славянским народам. В частности формировались добровольческие отряды из бывших солдат и офицеров Русской армии, среди которых были герои Шипки и Плевны.
Впервые марш «Прощанье славянки» был исполнен на Тамбовском вокзале во время проводов добровольцев.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.
Первое издание нотного клавира марша «Прощанье славянки». Надпись на обложке гласит: „Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина.

После начала Первой мировой войны, «Славянка» звучала по всей России. Все эшелоны, уходившие на фронта неизменно провожали духовые оркестры в репертуаре которых марш Агапкина занимал первое место. Он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также во Франции, всех странах Балканского союза и других союзников России.
В 1915 году марш впервые был записан на граммофонную пластинку.

Сам Василий Иванович продолжал служить в должности военного музыканта в Тамбове. В 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера. После Октябрьской революции служил в Красной Армии.

В 1922 году Агапкин возглавил оркестр 117-го особого полка ОГПУ, который в 1924 году провожал в последний путь Ленина.

В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из бывших беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами.

В начале Великой Отечественной войны Агапкин был назначен старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского войск НКВД. На знаменитом Военном параде 7 ноября 1941 года дирижировал сводным оркестром, исполнявшим в числе прочих произведений «Прощанье славянки».

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.
Памятник «Прощанье славянки» у здания Белорусского вокзала в Москве. Открыт 8 мая 2014 года. Авторы памятника — скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Малокостов, архитектор Василий Данилов

Гремел этот марш и на Параде Победы в июне 1945. Василий Иванович был помощником главного дирижера сводного тысячетрубного оркестра генерал-майора С.А. Чернецкого и руководил фанфаристами и барабанщиками. По взмаху его дирижерской палочки раздалась барабанная дробь, сопровождавшая символический момент сбрасывания поверженных фашистских знамен к подножию мавзолея.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

После войны оркестр Агапкина выступал в саду «Эрмитаж», неизменно участвовал в парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине, много гастролировал.
В отставку старый дирижер ушёл только в 1955 году в возрасте 71 года, из которых 61 отдал службе в Русской и Советской армии.

Скончался полковник Агапкин Василий Иванович 29 октября 1964 года. Похоронен на 34 участке Ваганьковского кладбища в Москве. На скромном черном памятнике вместе с фамилией и годами жизни выбиты ноты первых тактов бессмертного марша «Прощанье славянки»

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

В 2014 году, на родине композитора в деревне Шанчерово (Михайловский район Рязанской области) по инициативе жителей установлен бюст В.И. Агапкина (автор Олег Седов, рязанский скульптор), в 2018 году открыт небольшой музей в соседнем селе Жмурово.
Информацию и фото прислала моя читательница Ирина Астахова.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Лепин Анатолий Яковлевич (1907-1984)

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Советский композитор, автор более 500 песен, восьми оперетт и других музыкальных произведений.

Родился в Москве, в семье настройщика музыкальных инструментов.

В 1925 году поступил в Государственный техникум кинематографии (будущий ВГИК), но через год перешёл в Музыкальный техникум им. братьев Рубинштейнов. Далее продолжил обучение в МГК имени П. И. Чайковского, которую окончил в 1936 году по специальности «композитор» и был распределён в Ташкентскую консерваторию преподавателем.
Спустя два года стал преподавателем Харьковской консерватории. Одновременно с академическим образованием увлекался джазовой музыкой и написал несколько песен для Л. О. Утёсова и Н. А. Казанцевой.
В годы войны неоднократно выезжал на фронт в составе концертных бригад.

Будучи этническим латышом (фамилия отца Лиепиньш) участвовал в конкурсе по написанию музыки гимна Латвийской ССР, на котором победил. Много работал для Латвийского музыкального театра в Риге. Написал более 500 песен, большинство из которых впервые прозвучали в фильмах. Особенно плодотворным стало его сотрудничество с молодым, начинающим кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Лепин написал музыку и песни к первым комедиям Рязанова «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Человек ниоткуда» и «Дайте жалобную книгу».

Песни «Хорошее настроение», «Пять минут», «Добрый вечер», а так же «Если б гармошка умела», «Отдыхает родная столица» и многие другие до сих пор помнят и поют. Кроме того Анатолий Яковлевич автор большого цикла романсов на стихи Александра Блока и Сергея Есенина.
Скончался в октябре 1984 года. Похоронен на 27 участке Ваганьковского кладбища.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Мигуля Владимир Георгиевич (1945-1996)

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Популярнейший в 70-е 80-е годы прошлого века композитор, музыкант и певец.

Его песни "Поговори со мною, мама", "Каскадеры", "Трава у дома" и многие другие стали настоящими хитами. Их исполняли лучшие певцы и ансамбли СССР, да и сам Владимир блистал со своими песнями на телевиденье и лучших концертных площадках.

На рубеже 80-х и 90-х годов Мигуля решил заняться музыкальным продюсированием и организовать свой центр по раскрутке молодых талантов. Для этих целей ему было выделено помещение в самом центре Москвы на Новом Арбате. Однако не нужно забывать какое это было время. Лихие девяностые только начинались и Владимир на собственной шкуре узнал все прелести зарождающегося «бизнеса по русски». Были угрозы ему самому и семье, требование отдать помещение, поджог квартиры и наконец, взрыв машины, при котором погиб водитель.
Говорят, музыкант и раньше не отличался богатырским здоровьем, а здесь на нервной почве началась прогрессирующая атрофия мышц. Композитор практически потерял возможность к передвижению.

Ушел из жизни Владимир Мигуля 11 февраля 1996 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в самом начале 24 участка.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Саульский Юрий Сергеевич (1928-2003)

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Советский и российский композитор, дирижёр, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР.

Родился 23 октября 1928 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье юриста Сергея Васильевича и Екатерины Юрьевны. Отец являлся хорошим пианистом-любителем, а мать пела в Русском хоре под руководством Свешникова.
Закончив в 1954 году с отличием Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, Юрий Саульский работал сначала музыкальным руководителем эстрадного оркестра ЦДКЖ, а затем легендарного эстрадного оркестра Эдди Рознера.
Вместе с музыкантами оркестра снялся в фильме «Карнавальная ночь».

В 1957 году возглавил молодежный биг-бэнд Центрального дома работников искусств (ЦДРИ)с которым выступал на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Несмотря на то, что оркестр имел огромный успех у публики, после окончания фестиваля в газете «Советская культура» вышла разгромная статья в духе «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
После этой публикации Юрий Саульский лишился официальной работы и вынужден был перебиваться случайными заработками.

Опала длилась четыре года. В 1961 году Юрия Саульского назначили главным дирижером Московского мюзик-холла, а через год его приняли в Союз композиторов СССР.
В 1963 году в творчестве Саульского произошло знаковое событие — он сочинил композицию «Черный кот» на слова поэта Михаила Танича.
Песню впервые прозвучала в исполнении Тамары Миансаровой и стала одним из главных символов эпохи 60-х.

В 1966 году Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр — «ВИО-66». Это было совершенно новое воплощение джазового коллектива: он состоял не только из биг-бенда, но и из вокальной группы. Солисткой в коллективе была совсем еще молодая певица Валентина Толкунова, которая вскоре стала женой Саульского. Брак продлился около 5 лет.
В начале 70-х Юрий Сергеевич оставляет концертную деятельность и полностью сосредотачивается на сочинении музыки.

В 70-е годы был одним из немногих официальных композиторов помогавших развитию рок музыки в нашей стране. В частности был организатором и председателем жюри на первом всесоюзном рок-фестивале Тбилиси-80.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.
Юрий Саульский награждает Андрея Макаревича грамотой за первое место занятое группой «Машина времени» на фестивале Тбилиси-80.

Возможно, его интерес к этой музыке объясняется тем, что его сын Игорь играл в таких известных коллективах, как «Арсенал», «Скоморохи», «Машина времени» и некоторых других.

Скончался Юрий Сергеевич Саульский 28 августа 2003 года на 75-м году жизни. Похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.

Ваганьковское кладбище. Композиторы и музыканты. Места вечного покоя создателей музыки незабываемой эпохи.

Послушать произведения всех героев публикации можно здесь

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться до завтра, но прежде чем пожелать всего доброго, хочу предложить вашему вниманию, цикл публикаций «Ваганьково спортивное» который я делал на другом своем сайте, посвященном истории советского спорта.

Места вечного покоя знаменитых спортсменов на Ваганьковском кладбище в Москве

Места вечного покоя знаменитых спортсменов на Ваганьковском кладбище в Москве (часть вторая).

Продолжение рассказ о знаменитых советских спортсменах нашедших последний приют на Ваганьковском кладбище в Москве

Ваганьковское кладбище. Продолжаем рассказ о звездах советского спорта упокоившихся на знаменитом погосте.

Ваганьковское кладбище. Владимир Маслаченко и другие звезды советского спорта на знаменитом московском погосте

Ваганьковское кладбище в Москве. Места вечного покоя героев Советского спорта (часть шестая)

Ваганьковское кладбище. Места вечного покоя трех великих советских тренеров сборной СССР по хоккею.

Могилы знаменитых советских спортсменов похороненных на Ваганьковском кладбище в Москве. (Окончание)