Публика знала его под прозвищами «Птичка» или «Птица». Разнообразие прозвищ, данных джазовому альт-саксофонисту Чарли Паркеру, которому 29 августа 2020 года исполнилось бы 100 лет, свидетельствует о многогранности его личности.
Паркер был легендарным солистом, вдохновляющим руководителем оркестра, смелым композитором, гениальным новатором и источником вдохновения для нескольких поколений. Икона джаза. Но его закулисная жизнь раскрыла фигуру более трагичную: наркомана и алкоголика.
У Чарли Паркера была тяжелая жизнь. Он лишился лицензии на выступления, нескольких рабочих мест и дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Его физическое и психическое здоровье ухудшалось уже в раннем возрасте. То, что он умер молодым, всего в 34 года, не было шоком для его окружения. Саксофонист скончался через неделю после своего последнего публичного выступления — 12 марта 1955 года. Последний концерт состоялся в знаменитом нью-йоркском ночном клубе Birdland, названном в его честь.
Чарли Паркер считается «одним из самых ярких исполнителей за всю историю джаза и одним из самых влиятельных», согласно книге Иэна Карра «The Rough Guide to Jazz». Более авторитетная в академических кругах энциклопедия «Джазовый словарь New Grove» высоко оценивает его талант и характеризует Птичку как «в высшей степени творческого импровизатора».
Ранняя пташка
Паркер родился и вырос в музыкальной семье в Канзас-Сити (штат Миссури) — в городе, известном своей яркой музыкальной сценой. Чарли начал играть на саксофоне в 11 лет, брал уроки в местной музыкальной школе и играл в группе.
Но в основном он развивался как музыкант, внимательно изучая старших товарищей. Вдохновленный джаз-бэндами Бенни Мотена и Каунта Бэйси, Паркер начал создавать музыку в традициях блюза и свинга своего времени. И все же он чувствовал, что чего-то не хватает.
Фокус в его произведениях должен был быть на четвертой доле свинга. Но предприимчивый Паркер стремился отвлечься от этого предсказуемого решения, расставляя нестандартные акценты, синкопы и биты против метрического зерна. В то же время он считал мелодии обычных музыкантов, которые играли в его эпоху, устаревшими.
Оставив оригинальные гармонии песен почти нетронутыми, Чарли Паркер начал заменять мелодии собственными творениями.
Интересное: Новый год – идеальное время, чтобы раз и навсегда отказаться от вредной привычки..
Эти новые строки и их последующие импровизации обычно включали такие формулы, как «ya-ba-daba bebop», транскрибируемые в звукоподражательном пении скэт (вид импровизированного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкального инструмента).
Птичка и бибоп
Благодаря Паркеру джаз значительно усложнился. Он буквально летел выше, исполняя мелодические строки, переходящие на следующую октаву, открыто присваивая ноты из более высокого регистра. Как будто альт оседлал сопрано, и наоборот. Эта прогрессивная музыкальная концепция потребовала изменений и во вспомогательных аккордах. Чарли Паркер обогатил сопровождающие гармонии дополнительными нотами из тех же самых высоких октав.
Подводя итог нововведениям Паркера в джазе, необходимо описать стиль бибоп, основателем которого он стал. Бибоп был доминирующим направлением в джазе с середины 1940-х до конца 1950-х годов, когда его впоследствии затмили новые направления, включая фри-джаз и джаз-рок. Затем в 1970-х годах бибоп был открыт заново, чтобы в конечном итоге стать «классическим» стилем джаза.
Чарли Паркер не только повлиял на поколение — он до сих пор продолжает вдохновлять собратьев-саксофонистов. Каждый уважающий себя джазовый музыкант, независимо от того, на каком инструменте он играет, должен изучить уникальный стиль игры Паркера. Этот стиль сводится к примерно сотне различных шаблонных линий, которые он вшивал в свои импровизации, как лоскутное одеяло.
Птица и Бетховен
Модернизация джаза Паркером затронула все параметры музыки, в том числе инструменты. С саксофонистом и его соратниками эпоха биг-бэндов, ставшая легендарной благодаря оркестрам Каунта Бэйси, герцога Эллингтона, Бенни Гудмана и им подобных, подошла к концу.
Ансамбль меньшего размера, или комбо, со скромной ритм-секцией, состоящей из ударных, баса, фортепиано (или гитары, вибрафона) и нескольких духовых инструментов, стал новой вехой джаза. Собственный квинтет Паркера, в который входили Майлз Дэвис на трубе и Макс Роуч на барабанах, снова стал определяющим.
Учитывая влияние Птички на развитие джаза, неудивительно, что многие поклонники ставят Паркера в один ряд с великими классическими композиторами, например, Моцартом и Бетховеном. Такая квалификация позволяет сказать, что джаз не менее значим, чем классическая музыка, и к нему стоит серьезно относиться как к зрелому музыкальному жанру. Джаз можно рассматривать как оригинальный вклад Америки в историю музыки и, следовательно, как важную тему академических исследований.
Столетие со дня рождения Паркера в настоящее время отмечается во всем мире новыми релизами или переизданиями, радиопрограммами и телевизионными документальными фильмами, а также трибьют-концертами. И это правильно. Соблазнившись музыкой Чарли Паркера, вы никогда не перестанете слушать такие классические произведения, как Confirmation, Scrapple from the Apple, Billie’s Bounce или песню с самым забавным, но подходящим названием — Ornithology.
Интересное еще здесь: Новости.
Чарли Паркер: гений, навсегда изменивший джаз.