Даже несмотря на сытую насмотренность фильмами и тв-шоу на вечную тему любви и разлуки, этот камерный фильм 1979 года смотрится актуально и по сей день, позволяя заново наслаждаться игрой Александра Абдулова и Ирины Алфёровой.
При этом сам сюжет – довольно обыкновенная и избитая история о надломе в отношениях молодых супругов Мити и Кати, когда любовь, эмоциональная привязанность и планы на счастливое будущее подвергаются проверке чувствам другого толка – ревности, гордости, личным амбициям и всепоглощающим сомнениям.
Но, вероятно, тогда, в конце 70-х, все не только следили за игрой самой красивой пары советского кино, но с жадностью проглатывали кадр за кадром, отыскивая в главных героях отголоски реальных отношений звездных супругов. Этакий фильм в фильме.
Старшие члены семьи рассказывали, что люди выходили из кино, вытирая красные от слез глаза. И это несмотря на скупые характеры и сердечно-сосудистые заболевания. А истошный крик Алферовой во время кульминационного нервного срыва: "Митя, я скучаю! Я скучаю по тебе!" – еще долго отдавался эхом в голове и сердце зрителя.
Молодец Александр Володин (автор сценария и одноименной пьесы), превосходно ему все-таки удавалось писать о простых людях со сложными внутренними конфликтами. Что здесь, что в "Пять вечеров" – герои болезненно терзаются войной напускного и мимолетного с душевным миром живых, но хрупких ценностей.
Все ведь в итоге отбросило значение: и обиды, и обвинения, и гордость. Так, финальная сцена в больничной палате показывает единение двух сердец, которые пользуясь ослабшим организмом Кати, наконец-таки издают крик о нужности друг другу и о необходимости победы поистрепавшихся чувств над разумом
Строчка "С любимыми не расставайтесь" была взята Володиным из "Баллады о прокуренном вагоне" поэта Александра Кочеткова. Вот что значит энергетическая близость людей – один автор нашел силу духа в творчестве другого, а мы имеем возможность наблюдать ее экранное торжество вот уже целых сорок лет.
Главной ведь интригой было не только наблюдение за подробностями крушения, разбившейся о быт, семейной лодки, но и трепетное замирание в ожидании надежды на ее благополучное восстановление .
И надежда эта, как мне кажется, все же у них была. И не потому, что в старых фильмах любовь и свобода в сфере чувств были вознаграждением за преодоление сложных сюжетных препятствий – а скорее из-за пронзительной и неподдельной "химии" между Александром Гаврииловичем и Ириной Ивановной. Убедительно и неповторимо!
Разумеется, всем известно, что четырнадцать лет спустя их закадровые отношения проиграли в испытании "счастливы вместе". А как красочно и романтично все начиналось. Оба были молоды, талантливы и для всей страны долго являлись символом идеальной пары.
Жаль, что настоящая жизнь догнала сюжет фильма.
Интересное: Самые романтичные места Беларуси для прогулок с любимыми.
Но, посмотрев его вновь, так и думается, что реальность может быть не властна над магией кино, и любовь народных актеров жива хотя бы на протяжении коротких 80-ти минут экранного времени.Общая картинка фильма, конечно, довольно неспешная и мрачноватая, а многие сцены вообще будто снимались документально. Например, дотошные разбирательства в зале суда, когда даже сквозь причудливые и нелепые причины, на лицах расстающихся все равно проступают печаль и тоска.
Да и музыка композитора Евгения Крылатова точно ловит настроение происходящего. От каждого нового музыкального сопровождения так и веет чувством опустошенности и минорной ранимости.
А вот фильм "Еще один год" режиссера Оксаны Бычковой вышел в 2014 году и в прокате позиционировался как вольный пересказ советской классики. Предстоящий развод здесь ожидает уже Егора и Женю, союз которых держится скорее за счет близости двух молодых и немного инфантильных ребят, встретившихся в момент покорения Москвы.
Главные герои от сцены к сцене полностью заполняют собой кадр, но только вскоре все эти их дурашливые взаимные клички, незатейливые шуточки и долгие постельные "обнимашки" перестают умилять глаз, а вот до эмоционального накала и боли, которые сумел прожить дуэт их предшественников, дело, почему-то, так и не доходит.
При этом, вместо ослепительной красоты и какой-то загадки во взгляде Алфёровой, мы наблюдаем за милой и хорошенькой девушкой (Надежда Лумпова), у которой модные шапочки, друзья в тренде и забавный смех. А образ мачо в исполнении Абдулова уступил место закрытому, слишком уж унылому и рефлексирующему по чем зря Егору, сыгранному Алексеем Филимоновым.
Но зато отлично удался портрет современных интернет-дизайнеров и разнорабочих без опыта, у которых, кроме съемной квартиры, нехватки денег и равнодушия Москвы, появляются проблемы личностного кризиса – один растет над собой, а второй – деградирует
Так, легкая на подъем жена хочет креативить, тусить и смотреть по вечерам артхаусные фильмы, которые ну никак не нравятся мужу. Впрочем, тому много чего еще не нравится, от модной куртки до второй половинки, не готовящей любимому борщ и не желающей понимать его с полувзгляда. А еще, вместо действий и перемен, Егор предпочитает плыть по течению жизни, управляя то старой колымагой с "шашечками", то виртуальным танком в компьютерной игре.
И еще одна интересная деталь. Если Митя подозревал Катю в измене, то Егор ревнует Женю не к какому-то там любовнику, а всего лишь к ее виду деятельности. Что ж, видимо, физические соперники теперь наводят меньше жути, нежели абстрактные.
Отсюда и другой эффект от легендарной финальной сцены в больнице. Если в советском варианте чувства все же обнажались и душераздирающе заявляли о своем присутствии, то здесь куража и запала героев, привыкших все усложнять и до конца не осознавать своих настоящих желаний, хватает лишь на вялое: "я скучаю". И то после наркоза.
Фоном живут декорации Москвы – серые, промозглые и как всегда суетливые. По динамике событий и тусклой картинке оба фильма очень схожи.
В общем, послевкусие от двух этих лент разное, но посыл все же один – с любимыми не расставайтесь!
Интересное еще здесь: Новости.
Посмотрел современный ремейк "С любимыми не расставайтесь" и сравнил его с советской классикой.