Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Такое смелое и монструозное актерское перевоплощение в потоке мелодрам со счастливым концом – словно островок зеленой травы на глухом, сером асфальте.

"Похороните меня за плинтусом" – тот самый "фильм-шок", который после выхода только ленивый не называл очередной "чернухой".

"Фильм-откровение", интерес и ожидания зрителей к которому не помогла оправдать даже ошеломляющая игра Светланы Крючковой.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

При этом сама повесть, по которой снят фильм, по сей день популярна у наших читателей и уже несколько раз выстреливала разными по объему тиражами. А написал ее Павел Санаев, внука знаменитого советского актера Всеволода Санаева и сына актрисы Елены Санаевой.

Основой для книги послужили детские воспоминания Павла, в которых еще был отображен отчим Толя (в жизни – Ролан Быков) и, конечно же, главный злодей и противник всех членов семьи – бабушка Нина Антоновна (супруга Всеволода – Лидия).

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Живая и пронзительная история этой семьи рассказана глазами мальчика Саши, который живет у дедушки с бабушкой, потому что последняя не доверяет воспитание ребенка своей непутевой дочери. В припадках одержимой тирании Нина Антоновна лечит мнимые болезни внука у врачей и гомеопатов, мучает его клизмами и даже грозится убить.

Но почему же тогда при всей популярности книги и большого числа успешных спектаклей по ней сам фильм прошел мимо зрительских сердец?

Самому автору, желавшему занять кресло режиссера, будущий фильм виделся похожим на "Жизнь прекрасна" и "Амели". Но вот продюсерам фантазии Санаева оказались не по карману, и они предпочли снимать глазами более скромного Сергея Снежкина. Да, пускай в четырех стенах, но зато просто и сердито.

Кстати, в роли бабушки могли еще сняться Елена Санаева и Эра Зиганшина.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Таким образом, книжный светлый взгляд Саши на сложный взрослый мир, попав на экран, уступил место грубой, сердобольной, живущей одной лишь ненавистью бабуле – что, к сожалению, и привело к смещению акцентов и всеобщему недовольству поклонников оригинальной истории.

Ведь Санаевский мир одной семьи, где любовью и губят, и спасают, обернулся трагмчным высказыванием Снежкина про застойный и невысказанный символ всей страны.

По мнению режиссера, этот сценарий похож на многострадальные и кровавые исторические события, которые смешались с обычными походами людей по докторам, бытовыми ссорами и воспитанием отпрысков.

Хорошо, пусть так. Но только зачем же показывать всех откровенными чудовищами, которые вообще никого не любят и не ценят?

Обидно, что за волной критики на фильм, не было и должного сопереживания и к игре Крючковой. Как по мне, когда показывают такой психологический театр жизни, то и никакие спецэффекты не нужны. Но и здесь, почему-то, все пошло не так.

Следует сперва отметить, что бойма ролей Крючковой насчитывает участие в более чем восьмидесяти фильмах. Среди них такие народные хиты, как: "Большая перемена", "Старший сын", "Женитьба", "Курьер", "Родня".

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

На пробы к "Похороните меня за плинтусом" актриса пришла после гриппа, во время которого и прочла сценарий. Только не стала играть указанный фрагмент, а погрузилась в долгий и подробный пересказ характера и судьбы этой женщины – так сильно она прочувствовала роль и хотела сыграть ее.

И сыграла. Страшную, постоянно ворчащую и круглосуточно всем недовольную старуху, которая до смерти устала от "бытовухи" и своего невыносимого характера, но уже не представляет себе иной жизни.

Твоя мамочка, чума бубонная, если и придет, то только на твою могилку. А день рождения у тебя будет, когда я скажу. Уроки сделал? Пошли проверю.
Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Это уже после премьеры народная актриса признается, что не могла дождаться завершения сьемок, чтобы поскорее освободить себя от оков столь безумной и тяжелой женщины. В какой-то момент для нее это уже стало настоящим испытанием, когда после очередной изнуряющей рабочей смены нужно было переводить дух и возвращаться домой, где ее, настоящую, всегда ждали семья, домашний уют и абсолютно другая модель поведения.

По ее личному мнению, это кино все-таки о трагедии женщины, способной на любовь, а она никому не нужна.

Интересное: Продана самая дорогая картина в мире.

Чувство не востребованности делает ее слабой, а потоки любви оборачиваются для остальных насильственными и уродливыми манипуляциями.

Выходит, что жертвой их и стал родной внук.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

И вот, пока бедный мальчик страдает телом, мы наблюдаем, как вся эта паталогическая ипохондрия словно драматургический рентген просвечивает характеры и души остальных персонажей.

Мамаша-потаскуха (М. Шукшина) с отчимом евреем-кровопийцем (К. Воробьев) запинаются в попытке выговорить очередной лже-диагноз мальчика, попутно обдумывая, где набраться денег и храбрости, чтобы вернуть его и начать нормальную, независимую жизнь.

Дед (А. Петренко), востребованный и хорошо оплачиваемый актер, но вот дома и в быту он будто обезличен, обесценен и вынужден отсиживаться в своем кабинете, где есть работа над личными мемуарами, телефонное щебетанье с ассистентками на счет новых ролей и магнитофон, привезенный из заграницы исключительно для себя.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Бабушка же, в свою очередь, подсознательно завидует профессионально удачливому мужу, своим творчеством полезному миру. Доказывает дочери свою правоту и упрекает за грехи, за которые здоровьем расплачивается ее бедный ребенок.

До такой степени она всю дорогу истерит, сквернословит и демонит, что во время долгого телефонного монолога-исповеди, ты уже просто не можешь поверить, что в прошлом этой "занозы" могли быть молодость и надежды на счастливое будущее.

Нет, конечно, дед уже тогда был говно актер, но только что красивый и импозантный. А вот лично она была – само обаяние, начинающая актриса, на которую приходил смотреть весь Киев. Это уже потом с ней случится супружеский обман, смерть первенца и чернющая полоса, длинною в бесконечность.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Жаль, но финал, и правда, не передает должного сопереживания к Нине Антоновне. В книге была не только радостная победа светлых сил над темным царством, но и нотка скорби, что для старухи жизнь прошла, а обиды и нереализованность личности не позволили ей любить и прощать чистым сердцем.

А все вновь потому, что для создания чувства тупика и безвыходности выбранной темы, из фильма была вырезана куча светлых и добрых сцен.

Например, эпизод, когда герой Петренко, поссорившись с супругой, ударом руки свалил ее на пол и ушел прочь из дома. Но, оказывается, далее следовала сцена, в которой Нина звонила другу мужа (тоже вырезанная роль Ивана Краско) и просила передать, чтобы тот возвращался и что она жить без него не может.
Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала
Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Крючкова отстаивала этот материал до самого конца, но студийные боссы так и не учли ее волю, и от отправленного в монтажную корзину остались только воспоминания и фото со съемок.

Атмосфера фильма

Декорации точно передают внутренний мир героев. Захламленная, пыльная квартира, не греющая печка в дедовской машине, беспросветный морозный иней на стеклах ларька, где танцами и коньяком согреваются Оля и отчим. Короче, всюду мрак, тоска и холодрыга.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала

Герои не способны любить, поэтому такие и интерьеры. Откуда там взяться дню рождения, если, вместо праздников, целыми днями ругань, мордобои и смертоносные проклятья?

Короче, то чувство, когда в кино тебе доходчиво показали, как не нужно ампутировать в себе чувства. Да, жизнь сложная и она проходит, но порой мы, не в силах смириться с упущенными возможностями и мечтами, попадаем в ловушку слепых убеждений, гордости и вот такой"антилюбви".

А от грандиозной работы Крючковой, обнажившей чужие семейные тайны и шкафы, полные скелетов, невольно вспоминаешь что-то похожее и из своей жизни. Что-то, что также и спасало, и губило...

Интересное еще здесь: Новости.

Самая зрелищная роль Светланы Крючковой. Она стала для нее испытанием и не спасла фильм от провала.