Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»

В основе сюжета этой культовой психологической комедии находится история случайной встречи двух одиноких и разочарованных в себе героев – спивающегося заводского рабочего (Олег Янковский) и невзрачной библиотекарши, живущей с мамой и братом (Евгения Глушко).

Вскоре они заключают между собой соглашение влюбиться друг в друга с помощью упражнений по самовнушению. Да только работа над чувствами оказывается настолько нелепой и сложной, что со временем эмоциональная привязанность и глубокое отчаяние рождают между ними чувства без всяких там аутотренингов.



Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»

«Влюблен по собственному желанию»

Оказывается, что работа над сценарием, у режиссера Сергея Микаэляна и мысли не было написать историю о любви, за которой с интересом и сочувствием зрители наблюдают и по сей день. Рассказ Микаэляна – в жизни довольно строгого и сосредоточенного на своем внутреннем мире человеке – был о многолетнем личном опыте работы над собой через силу мысли, способной менять жизнь человека от худшего к лучшему.

К наброскам сценария под названием «Сотвори себя сам», в которых через время режиссер начал творчески вязнуть, он решил приобщить сценариста Виктора Мережко, тут же придумавшего показать характеры героев через их закадровые монологи и добавить в сюжет такую мысль, что Брагин и Вера преображаются не сами по себе, а вплотную помогая друг другу.

Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»
Кстати, несмотря на популярность аутотренингов в те времена (ведь и сам Мережко в молодости увлекался разными психологическими методиками и даже экстрасенсорикой), на экранах кинотеатров об этой теме заговорили впервые.

По словам Виктора Ивановича, после выхода и небывалого успеха картины у зрителей, ему пришлось сильно пожалеть, что его имя так и не появилось на афишах кинотеатров.

Всему виной стало не только несогласие одного из самых востребованных кинодраматургов страны появиться в титрах в качестве соавтора сценария, но и в целом скептическое отношение к успеху фильма в прокате.

Оно и понятно, ведь тогда, в 1981-1982 гг. параллельно снимались «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна (и тоже с Янковским в главной роли), авторские права на оригинальность сюжета которого принадлежали исключительно Мережко, в одиночку и с успехом снабжавших советских режиссеров такими плодородными сценариями, как «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя – уходи», «Родня».

Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»

Да только на этот раз судьба решила распорядиться немного иначе.

Интересное: Дайан Китон показала интерьер своего дома. И он восхитителен!.

Из-за продолжительной критики на «Полеты...» со стороны студийного руководства и гос. чиновников (за аморальное поведение героя сорокалетнего Макарова и общее «антисоветское настроение») фильму дали ограниченный прокат по «малым экранам» провинциальных городов.

В следствие чего, «Влюблен по собственному желанию» во время премьеры посмотрели 25 млн. зрителей, а фильм Балаяна не выстрелил в кино, но зато получил признание у критиков и снискал звание одного из лучших образцов нашего независимого кинематографа.

Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»

В последующем Мережко будет немного обижен на Микаэляна, так как, по его мнению, тот все же забывал упоминать об, пожелавшем остаться инкогнито, авторе хотя бы на словах. Впрочем, Виктор Иванович зря грустит, ведь почти во всех интервью режиссера можно встретить не только слова об их совместном участии над работой, но и даже конкретные ее детали.

Например то, как Виктор не только придумал проникновенный эпизод с поиском солдатской могилы, но и детально обрисовал черты всей сцены, в которой трогательная старушка вдруг запевает старенькую песню. При этом песню выбрал и напел также сам Мережко.

И еще было любопытно узнать, что самый успешный фильм в творческой обойме Сергея Герасимовича Микаэляна, который для многих воспринимается больше как мелодраматичная комедия, изначально создавался с курсом на чистую драму.

Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву»

Годы спустя, режиссер с грустью в голосе будет повторять, что, вероятно, во время постановки вся команда пересмешила историю настолько, что ее главный посыл воспринимается либо не всерьез, либо в качестве второго дня.

Но зато, благодаря обилию юмора и вообще всем остальным положительным сторонам фильма, ты перестаешь унывать и начинаешь верить, что и на твоем пути может повстречаться человек с похожими проблемами и, главное, родственной душой.

Спасибо за внимание!

Интересное еще здесь: Новости.

Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву».



Закрыть ☒