Бернар Арно – богатейший человек планеты. Сегодня он занимает четвертую позицию в престижном рейтинге Forbes. А начиналось всё с продажи отцовского наследства – обычной строительной компании. Впереди ждала манящая игра большого бизнеса.
Французский мультимиллиардер Бернар Арно – один из самых неразговорчивых богачей современности. Наверное, он знает: молчание – золото. Расчетливость Бернара Арно, желание узнать больше нового (и применять это в своей бизнес-практике) и легли в основу истории его успеха.
Бизнес по наследству
Краткие сведения из личной биографии: городок Рубе, в котором 5 марта 1949 года появился на свет Бернар Арно (Bernard, Arnault), находится практически на границе Франции с бельгийской территорией. Здесь у семьи будущего бизнесмена был небольшой, но стабильный строительный бизнес – фирма под названием Ferret-Savinel. Вполне логично, что отец и дед планировали вырастить в сыне наследника своего дела – они брали ребенка на стройплощадки с тех пор, как ему исполнилось семь лет.
После вручения школьного аттестата Бернар получил инженерное образование в Парижской Политехнической школе. Однако строительство – это было совсем не то, о чем мечтал получивший наследство двадцатипятилетний Арно-младший. Конечно, сначала он работал в фирме отца и даже возглавил её, но потом события получили совсем иной оборот – молодой бизнесмен продал отцовскую компанию (причем самого основателя он поставил перед фактом после завершения сделки). На тот момент у Бернара были другие планы – отправиться в Соединенные Штаты Америки.
Boussac: начало начал
Из Америки Арно вернулся с громадным багажом теоретических знаний (особенно активно он изучал процедуры слияния и поглощения). Случая проявить себя на практике пришлось ждать недолго – Бернар выкупил у правительства текстильный конгломерат, став владельцем Boussac.
Начальным капиталом стали вырученные от продажи бизнеса средства и банковская ссуда – на эти деньги наш герой сначала выкупил акции у руководства компании (по совместительству у родственников первой жены), а потом и у правительства. Так начинающая «акула бизнеса» Бернар Арно опередил в желании приобрести Boussac даже LouisVuitton.
Рождение короля класса «люкс»
Первоначально Арно преследовал цель капитализации предприятия, однако, увеличивая количество средств на банковском счете, он начал задумываться о другом сценарии: возможно ли создать индустрию по производству дорогостоящих предметов?
Многие из купленных в составе Boussac компаний Арно продал, а вот Christian Dior не решился. Организации требовался «апгрейд», и Бернар принялся изучать теорию текстильного бизнеса. А на практике новый владелец первым делом заменил главного дизайнера дома моды Джанфранко Ферре на молодого Джона Гальяно. И не прогадал: ультрасовременный дизайн вдохнул в «Диор» новую жизнь – прибыль модного дома возросла в несколько раз.
Конкурентом кутюр является так называемая «моментальная мода» – стоит узнать подробнее об её основателе Амансио Ортега.
В 1989 году Арно скупил 24 % акций LVMH за 1,8 млрд долларов (то есть открыл себе доступ к брендам «Хеннесси», «Луи Виттон», «Моёт»). В 1990 году, имея в руках уже козырь из 43 % акций, бизнесмен возглавил LVMH (MoetHennessyLouisVuitton) и приступил к зачистке рядов – уволил весь без исключения топ-менеджмент и сам стал управлять компанией (а председателем правления назначил собственного отца).
Интересно «преображение» «Луи Виттона» (компании, изначально специализировавшейся на производстве дорожных сундуков и чемоданов).
Интересное: Новая французская история о любви, которую стоит посмотреть.
Для «перезагрузки» Арно пригласил Марка Джейкобса (он занялся производством готовой линии одежды) и Такаши Мураками (преобразившего логотип ЛВ и создавшего линейку ярких сумок).Это было очень мудрое решение: раскрутка каждого премиального бренда по отдельности всегда выходит дороже их нахождения в одном конгломерате. Да и чисто стратегически их концентрация уберегла компанию от раздробленности. Такой ход стал началом рождения империи Арно.
Все выкупленные компании богатый француз не просто «воскрешает» – он выводит их на уровень сверхприбыльных организаций. В одном из интервью он так и заявил: «Гарантирую бессмертие купленных мною брендов».
Такая тактика оправдала себя – сегодня у LVMH (и, соответственно, у Бернара Арно) под контролем такие именитые компании, как акулы моды Berluti, Guerlain, Celine, Givenchy, Kenzo, Loewe, ювелирный бренд Fred и часовщики Tag Heuer из Швейцарии. Заметно прибавились позиции элитного алкоголя – чего стоят только имена Pommery, Dom Perignon, Krug Veuve, Clicquot. Император и не планирует останавливаться, постоянно расширяя свои владения.
Французу принадлежит такое высказывание: «Я гарантирую: Dom Perignon люди будут пить и спустя век».
Не чужд Арно и новым технологиям – он делает инвестиции в холдинг интернет-фирмы Europatweb.
Есть и собственные СМИ:
Investir и Tribune (финансовая тематика);ConnaissancesDesArts (искусство);Classique (радиостанция);10 % акций корпорации Bouigue(владеющей телеканалом TF1).
Громкие неудачи Бернара Арно
Скандал с Gucci
У безупречного Арно случались и проколы. Особенно показательной в этом плане является история с Gucci. Этот итальянский производитель элитных вещей оказался в совершенном упадке к восьмидесятым годам прошлого века.
Сначала Арно захотел приобрести организацию, но его не устроила слишком дорогая цена. Затем были пробы уговорить управляющего, но тот не соглашался на условия. Арно пошел «на таран» – поскольку фирма была зарегистрирована на нидерландской территории, предприниматель подал в суд Голландии. Основанием для иска стало недобросовестное управление «Гуччи».
Но обвиняемая сторона достойно держала удар – пошла на «разводнение капитала», выпустив в свет 20 млн акций. Эта мера снизила долю Бернара Арно в два раза. И достойный нокаут – управляющий «Гуччи» Де Соле продает 40 % акций давнему конкуренту нашего героя – Франсуа Пино.
Собственный лейбл
В 1987 году у богача-француза была попытка создания собственного лейбла. Речь идет о Доме моды «Кристиан Лакруа».
Первоначально планировалось, что фирма будет заниматься выпуском моделей от-кутюр, а потом перейдет на линию уже готовой одежды. Однако стратегия оказалась абсолютно нежизнеспособной. Да и в 2005 году сам Бернар продает компанию, а буквально еще через пару лет эта фирма разоряется. Случившееся отбило у Арно желание создавать самому бренды «с нуля».
Ещё один интересный факт про Бернара Арно: в 2012 году он думал о том, чтобы стать гражданином Бельгии. Так богатейший французский олигарх прореагировал на обещание властей поднять налоги до 75 %.
Интересное еще здесь: Новости.
История успеха французского олигарха Бернара Арно.