Американский режиссер Пол Томас Андерсен снял тонкую и мастерски выстроенную артхаусную мелодраму «Призрачная нить» о преуспевающем модельере и его молодой изобретательной любовнице.
Страна: США.
О чем фильм?
Лондон. 1950-е годы. Кутюрье Рейнольдс Вудкок живет в типичном лондонском таунхаусе Георгианской эпохи. Этот эксклюзивный портной имеет целый штат помощниц и обшивает платьями весь свет: от представительниц знатных фамилий до монарших особ.
В его платье мечтает выйти замуж каждая невеста. Даже сама бельгийская принцесса приехала к Вудкоку за платьем на свадьбу.
Мастерская Рейнольдса Вудкока
Жизнь кутюрье подчинена строгому распорядку, который установился много лет назад. В правила Рейнольдса вписаны даже любовницы, которые у него периодически появляются. Мужчина и его сестра Сирил прилагают все усилия, чтобы работа их модного дома текла размеренно и гладко, с кем бы Рейнольдс ни делил постель.
Но однажды модельер знакомится с официанткой по имени Альма. Девушка сразу обратила на себя внимание Вудкока. Он приглашает ее на ужин, а потом и к себе домой. Сестра модельера, как и все вокруг, решают, что это лишь мимолетное увлечение: стоит Рейнольдсу пошить для Альмы несколько платьев, она ему наскучит.
Но эмигрантка из Голландии Альма так просто не сдается. Ей мало довольствоваться ролью манекена для модных экспериментов. Девушка решает любой ценой привязать к себе Вудкока. И вскоре она находит способ, хоть и не безопасный.
Мир Рейнольдса Вудкока
Вудкок целиком погружается в работу
Кутюрье играет Дэниэл Дэй-Люис. Его герой — это холеный, избалованный мужчина около 50 лет, который часто ведет себя, как мальчик. Он буквально купается в женском внимании: чаще всего Вудкок становится единственным мужчиной в женском обществе.
Рейнольдс педантичен, капризен и нетерпелив. Не дай бог кому-то отвлекать его от работы или много разговаривать с ним за завтраком. Тогда кутюрье долго не может настроиться на работу и портит нервы окружающим.
Даже звук льющегося в чашку чая способен сбить настрой Вудкока
Модельер — педант и жуткий себялюбец, а его сестра Сирил это только поощряет
Отношения Вудкока с сестрой Сирил напоминают брак, но без интимной составляющей. Женщина не вышла замуж, посвятив всю себя брату и семейному бизнесу по пошиву платьев.
Сирил — волевая и мудрая женщина. Она терпимо относится к женщинам, которыми периодически увлекается брат. Ведь творцу нужно где-то черпать вдохновение. Сирил безошибочно может определить, какая женщина понравится брату.
Она спокойна, потому что ни одна из его муз не представляет угрозы их маленькому миру. И в новом увлечении Ренольдса по имени Альма женщина не видит никакой угрозы. Но как же она в этот раз ошибается.
Альма — эмигрантка простых кровей из Голландии. Она не отвечает общепринятым канонам красоты. Но в девушке этой, определенно, что-то есть. И это «что-то» первым замечает Вудкок. А когда он выводит Альму в свет в своих шикарных платьях, это замечают и другие.
Первая встреча Альмы и Рейнольдса
Альма в платье лондонского кутюрье Вудкока
Поначалу мы не видим в Альме ничего особенного. Девушка, кажется, обожает Вудкока и его платья: она часами стоит во время примерок и плачет от злости, когда одна из важных клиенток кутюрье напивается в его платье. К работам Рейнольдса она относится с благоговением, как и к нему самому.
И когда перед девушкой без гроша за душой встает перспектива снова вернуться в свое кафе, она берет судьбу в свои руки. И никакая Сирил, которая была рядом с Вудкоком всю его сознательную жизнь, не сможет ей помешать.
Собственно, весь фильм вертится вокруг этих трех персонажей. И за этим своеобразным треугольником интересно наблюдать на протяжение всей картины.
Присутствие режиссера
Режиссерское начало в драме незримо ощущается постоянно. Ведь Пол Томас Андерсен сам писал сценарий, держал в руках камеру, монтировал и продюсировал фильм.
Главный персонаж Рейнольдс Вудкок списан с реальных кутюрье той эпохи. Известно, что при написании сценария режиссер практически каждую сцену обсуждал с Дэниэлом Дей-Льюисом, который сыграл главного героя. К слову, актер и режиссер уже работали вместе и за роль в картине Андерсена «Нефть» Дей-Льюис получил Оскара.
Пол Томас Андерсен известен как создатель сильных и художественно насыщенных драм, пропитанных чувством времени и места. В самом деле обстановку и дух Лондона середины прошлого века ему удалось передать филигранно.
Андерсен перечитал кучу биографий знаменитых и не очень творцов одежды того времени. У него получился своеобразный собирательный портрет кутюрье с большой буквы «К».
В одном из интервью режиссер мотивировал выбор эпохи тем, что хотел подать процесс создания одежды как таинство, за которым интересно наблюдать. Ведь в 1950-е только вырисовывались основополагающие принципы высокой моды. Помести режиссер своих героев в наши дни, такого атмосферного фильма точно не получилось бы.
Отдельно стоит упомянуть автора музыки к фильму. В качестве композитора Андерсен позвал своего хорошего друга из группы Radiohead Джонни Гринвуда. У музыканта получились запоминающиеся саундтреки, полные романтизма и фортепианных переливов. Это совсем не похоже на то, что делает Radiohead.
Сам Андерсен признался, ему очень приятен тот факт, что саундтреки скачивают и слушают без привязки к фильму. Композиции Гринвуда зажили своей жизнью.
Слева режиссер фильма, справа его друг и композитор фильма Джонни Гринвуд
Резюме
Критики высоко оценили «Призрачную нить». Драма номинирована на премию Оскар сразу в нескольких номинациях: лучший фильм, лучший актер, лучшая актриса второго плана, лучший режиссер, лучший композитор и лучший дизайн костюмов.
Оцените и вы шикарные наряды 1950-х в мастерски воссозданном Андерсеном антураже той эпохи. Кстати, исполнитель главной роли Дэниэл Дэй-Льюис объявил, что это его последняя работа в большом кино. Так что, если хотите напоследок посмотреть на оскароносного британского актера в драме Андерсена, отправляйтесь в кино.
Фото: apollopecs.hu, filmonline.online, kinopoisk.ru, daily.afisha.ru, timeout.ru, silverscreen.by, aif.ru, cultofcinema.com, vokrug.tv