Скандальная «Мадонна» Мунка: почему знаменитая картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе
Картина Эдварда Мунка "Мадонна" в конце XIX века вызвала широкий резонанс. Обнаженная женщина с распущенными волосами и полузакрытыми в экстазе глазами не вызывала никаких ассоциаций с Девой Марией. Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, - это нимб над ее головой, но почему-то он был красным. Эта женщина больше походила на любовницу на пике чувственного наслаждения, чем на библейского персонажа. Волна негодования захлестнула художника.
Мунк создал пять вариантов этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно плану, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатию ребенка, рождению потомства и смерти. Именно в продолжении рода художник видел главное женское предназначение. Первая версия "Мадонны" также называлась "Зачатие" или "Любящая женщина". Поза женщины предполагает, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Второй этап – рождение потомства – художник изобразил на литографии 1895 года. Она повторила первый вариант, но в нижнем углу была фотография эмбриона, а в рамке-сперматозоида. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.
Как и во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующим значением здесь является цвет. Несмотря на выбранную тему, которая, как ожидается, вызовет ассоциации с любовью, страстью и живительной энергией, цветовая гамма производит удручающее впечатление и вызывает чувство тревоги. И это именно тот эффект, который художник намеревался создать – размытые изогнутые линии как бы обволакивают женское тело и заключают его в плотное кольцо.
Интересное: Продана самая дорогая картина в мире.
Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема разрушительной природы человеческих страстей.По словам художника, "любовь-это божественное чувство, и каждая новая любовь обязательно несет в себе оттенок скорби по частичке собственного "Я", принесенной в дар объекту страсти." Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина-это Мадонна в трауре. В двадцатом веке критики даже рассматривали эту картину как предупреждение о надвигающейся угрозе всему человечеству.
Эдвард Мунк. Мадонна, 1895
Картина "Мадонна" впервые была представлена публике в 1896 году под названием "Влюбленная женщина". Критики называли ее опасной для молодых девушек, особенно ее второй вариант, с зародышем и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 году в своей рецензии на эту картину писал: "Скорее всего, зачатие изображено здесь-неважно, непорочное оно или греховное. Красные и золотые нимбы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственную причину существования любого существа, неспособного жить в одиночестве»
Дагни Юль
Мунк нарисовал Мадонну с натурщицы Дагни Юл-женщины, которую многие художники того времени называют роковой музой. В свое время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За свои бесконечные романы Дагни получил прозвище "людоед". Тем более кощунственно было современникам видеть ее в образе Мадонны.
Эдвард Мунк действительно не собирался издеваться над христианскими ценностями, он пытался увидеть землю до небес, увидеть Деву Марию как обычную женщину, максимально очеловечить ее, сделать близкой и узнаваемой, возвысить ее, земную, человеческую, смертную. В момент зарождения жизни женщина, по словам художника, сочетает в себе святость и духовность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было двойственным: красота для него всегда означала смертельную опасность. - Женщина в ее полной изменчивости-загадка для мужчины. Она одновременно святая и шлюха, наркотик, несчастье, личность... Человек, который сводит тебя с ума...", - написал художник.
Интересное еще здесь: Новости.
Скандальная «Мадонна» Мунка: почему знаменитая картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе.