Незаслуженный провал эпического шедевра или Жизнь и смерть египетской царицы

Фильм "Клеопатра" 1963 г. Историческая драма. Одна из моих любимейших исторических картин в жанре "пеллум", которую я впервые посмотрел еще будучи мелким спиногрызом, что дало ещё один толчок для увлечения историей, особенно военной. Пересматривал картину раз шесть, будучи уже в сознательном возрасте, и данный отзыв был прекрасным поводом пересмотреть данный шедевр в седьмой раз. Да, вы не ослышались, именно шедевр, который я не перестану любить никогда. Посему вот вам моё краткое мнение - Жизнь и смерть египетской царицы. Несмотря на мою любовь и даже в некотором роде трепет в отношении данной картины, я расскажу как о её выпирающих во всех смыслах достоинствах, так и о недостатках, на которые обратил внимание только сейчас, усеянный багажом знаний так сказать. Засим позвольте закончить нынче длинное вступление и перейти к сути.
Итак, достоинства:
1. Сценарий - условно его можно разделить на две части: "Клеопатра и Цезарь" и "Клеопатра и Антоний". Ибо за четыре с небольшим часа перед нами предстанет история восшествия на престол, правления, любви, жизни и наконец смерти легендарной царицы Египта из династии Птолемеев Клеопатры, которая оказала влияние на двух крупнейших деятелей Рима - Гая Юлия Цезаря и Марка Антония колоссальное влияние, и своими решениями изменила не только Рим, но и весь мир, а история её любви к Антонию так вдохновила великого Шекспира, что он написал трагедию, навсегда обессмертила их имена в истории. Клеопатра показана не только страстной и красивой женщиной, но и хитрым политиком, редеющей за интересы Египта, с амбициями великого Александра. Политика и страсть играют здесь настолько смешиваются, что отделить одно от другого становится практически невозможно. Но скучно от этого не становится. Наоборот, зритель погружается в этот ворох ключевых событий Древнего мира, которые и определили его облик на последующие века. Сценарий прописан качественно (несмотря на производственный ад, через который картина прошла), зрелищный, увлекательный и обладающий ещё множеством всяких вещей. Что немаловажно для картины с таким большим хронометражем.
2. Эпичность - костюмы, грандиозные декорации, настоящие корабли, и огромное количество массовки было привлечено для воссоздания на экране Древнего Египта и Рима. И это сработало. У зрителя даже не возникает и тени сомнения, что он находится в далёком прошлом, где разворачиваются эти грандиозные события. Да и бюджет позволял (почти пятьдесят лимонов в ценах начала шестидесятых, что делает его самой дорогой картиной данного жанра своего времени). Колоссальный труд, который поражает даже сейчас, в наш век компьютерной графики и деревянной актерской игры. Заслуженный плюс от любящего зрителя!
3. Музыка - не могу сказать, что она шедевр на все времена, но в рамках картины- идеальный вариант, поскольку работает так, как и ожидаешь, ибо подчеркивает эпичность когда дано, драматизм, радость, боль, тоску и так далее. Увертюра вместе с антрактом добавляют атмосферы.
4. Атмосфера - костюмы, декорации, музыка и великолепно подобранные актёры погружают зрителя в ту эпоху и заставляют нас проникнутся героями, переживать за них, делать выводы об их дальнейшей судьбе (если вы конечно не читали учебник истории за пятый класс).
5. Запоминающиеся сцены - битва у мыса Акций, триумфальный приезд Клеопатры в Рим, жесткое и коварное убийство Цезаря в Сенате, любовь Клеопатры и Антония, и разумеется их трагичный конец (это не спойлер, если что). Это только те, что мне больше всего запомнились и врезались в память ещё в детстве.

Обратите внимание: Жизнь за айфон. Мода или болезнь.

Я думаю и у вас некоторые сцены из этого списка всплывают в памяти при упоминании данной картины.
6. Великолепная актёрская игра - нет ни одного проходного героя, каждый актёр на своём месте и едва ли не идеально попадает в образ. Нет переигрывания, нет недоигрывания, всё чётко и именно так, как нужно в данной конкретной сцене, данном кадре. Учитесь, молодые студенты театров и будущие киноактёры именно на данном примере!
Итак, недостатки:
1. Исторические несоответствия - арка Константина, которой во времена Цезаря ещё не было, адмирал Агриппа носит бороду (что у римлян считалось признаком варварства), образ Клеопатры (которая не была красавицей) и ещё много всякого. Это не делает картину сразу плохой, поскольку всё остальное сделано на твёрдую пятёрку, просто эти мелочи будут заметны только посвящённым людям, которые "шарят в теме", а обычный зритель этого даже не заметит, ведь он смотрит отличное историческое художественное кино.
2. Зрелищность битв - на сегодняшний день они не способны удивить и заставить зрителя получать удовольствие, если только держать в голове мысль, что всё снято вживую. В этом плане картина немного устарела, но только в этом!
Немного о главных героях:
1. Царица Клеопатра в исполнении Элизабет Тейлор - хитрая правительница Египта, которая посредством интриг и страсти свела с ума двух сильнейших правителей и полководцев Рима, которые не в силах были противостоять её очарованию. Хотя далеко видеть не смогла, а в некоторые моменты вела себя как обычная женщина, которую якобы бросили. Следует сказать, что лучше Элизабет Тейлор эту роль так никто и никогда не смог сыграть так убедительно и страстно, хотя многие пытались еще до неё (Вивьен Ли например) и даже после, но превзойти красавицу Элизабет никто так и не смог, и не сможет!
2. Гай Юлий Цезарь в исполнении Рекса Харрисона - римский полководец и государственный деятель, который хотел положить конец бесчинству баранов из Сената, за что и поплатился жизнью. Показан смелый и мудрым человеком, хотя в итоге и пал жертвой Клеопатры. Следует сказать, что с Рексом на данную роль создатели не прогадали. Он идеально вписался в образ этого легендарного человека, которого помнят до сих пор во всём мире. Я видел много актёров, исполнявших эту роль, но Рекс занимает почётное первое место, вторым идёт Готфрид Йон из картины "Астерикс и Обеликс против Цезаря", а замыкает троицу Ален Делон из картины "Астерикс на Олимпийских играх". Браво Рекс! Браво!
3. Марк Антоний в исполнении Ричарда Бёртона - верный соратник Юлия Цезаря, а после главный враг Октавиана Августа - наследника Цезаря, их противостояние выльется в гражданскую войну. Показан в целом сильным и смелым человеком, умелым и опытным полководцем, пока не попал под чары Клеопатры, что подарило нам одну из самых трагичных и страстных историй любви в мировой истории. Да и роман между Элизабет и Ричардом только способствовал их экранной "искре". Моё почтение Ричарду!
К сожалению, эту эпическую картину ждал кассовый провал, что надолго похоронил жанр "пеллум", ибо при своём далеко не маленьком бюджете не смогла даже выйти в ноль, что едва не привело к банкротству киностудии. Не могу сказать в чём была причина, может зрители насытились картинами данного жанра и поэтому данный шедевр был проигнорирован, хотя картину купили для советского проката и зрителей у нас она собрала немало. Обидно, что за столь колоссальный труд создатели получили только производственный ад на сьёмках, разгромную критику, поломанные карьеры. Ведь культовость пришла позднее. Время всё рассудило. "Клеопатра" победила и заслужила высокое звание "шедевр", и я полностью согласен с этим!
В итоге имеем отличную эпическую историческую драму про египетскую царицу, с отличным сценарием, эпической постановкой, переплетением политики и страсти, отличной музыкой и шедевральными актёрскими работами, особенно главной троицы!
Моя оценка 10 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Голодному автору на пропитание: Сбербанк- 4276 1700 1707 2752
  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Незаслуженный провал эпического шедевра или Жизнь и смерть египетской царицы.