Катон Утический. Идеальный политик и последний "рыцарь" Римской Республики.

"Среди всего политического разврата в Риме творилось нечто странное, напоминавшее спектакль, поставленный для народа, чтобы заставить его поверить в лучшие времена Республики. Этот спектакль давал Катон." - так пишет о Катоне Александр Дюма. По-моему, лучше не скажешь.

Марк Порций Катон Младший (Утический) (95-46гг. до н.э.) был живой иллюстрацией того Древнего Рима, который сами римляне к Iв.до н.э. считали древним. Он как будто случайно родился на 400 лет позже, чем должен был. Он был живой легендой, последним паладином римской республики.

Жан-Поль Лоран, Смерть Катона Утического. 1863

Представьте себе политика, который всегда делал именно то, что говорил. И при этом говорил крайне мало и только по делу. Который всегда судил справедливо, независимо от личных пристрастий и без снисходительности. Который никогда не боялся отстаивать то, во что верил. Который всей своей жизнью демонстрировал, что такое воздержанность (хотя был богат), строгость и порядок. Увлекался спортом, не имел вредных привычек и изучал философию. Как вам такая картина?

Вот это и был Катон.

Казалось, что он свободен от любых страстей. Его самым близким человеком был брат. Поскольку он очень рано стал сиротой, брат заменил ему всю семью. Без него он не садился обедать, не отправлялся в поездки и даже не ходил на форум.

Когда брат стал военным трибуном при войске, выступавшим против Спартака и его армии рабов, Катон, чтобы не разлучаться с ним, поступил на военную службу добровольцем. Он служил отлично и дисциплинированно и был отмечен командующим, но отказался от наград, сказав, что ничего выдающегося он не сделал.

Пожалуй, единственный раз, когда Катон позволил себе излишества, был связан именно с братом. Катон служил в провинции в войсках, когда получил известие о том, что брат тяжело болен. Он бросился к нему, но уже не застал его в живых. Погруженный в скорбь, он устроил баснословно богатые похороны.

Постоянно видя вокруг себя примеры распущенности и пороков, Катон начал демонстративно поступать наоборот. Доходило до абсурда. Например, когда в моду вошли ярко-красные ткани, он начал носить только тёмное. В общественных местах он появлялся босой и в тоге, одетой прямо на голое тело (обычно под тогу надевали тунику).

На него смотрели как на идиота, а он "приучал себя стыдиться только истинно позорного, на любое же иное неодобрение отвечать презрительным равнодушием".

Бюст Марка Порция Катона Утического. Бронза. I в. до н. э. — I в. н. э.

Вокруг гремели скандальные романы аристократов с куртизанками, арфистками и уважаемыми замужними женщинами, а он вступил в брак девственником.

Когда другие искали способы обойти закон, он свято чтил его. Например, политикам запретили иметь рабов-номенклаторов (специальные рабы знали всех по имени, их жен, детей и т.д. - ходячая картотека), один Катон от них РЕАЛЬНО отказался. Он лично ходил и зубрил, кого как зовут.

Когда он по возрасту уже мог претендовать на должность квестора (заведующего финансами), он тщательно изучил все дела, соответствующие законы, процедуры и делопроизводство, состав штата, размер власти квестора и прочие нюансы. К тому моменту это было очень экзотично. Писцы и казначеи, подчиняющиеся квестору, привыкли, что начальство-то не особо вникает к детали, поэтому извлекали из своей работы много дополнительных доходов. Став квестором (они избирались на срок 1 год), Катон устроил тотальную чистку кадров, полностью истребив коррупцию и мошенничество.

Но больше всего римлян поражало то, что Катон МНОГО РАБОТАЛ. Он приходил в "офис" квесторов раньше всех и уходил позже всех. Приводил в порядок бумаги, государственные записи и счета. При этом успевал выступать в судах, посещать заседания сената и народные собрания.

Его репутация была настолько безукоризненной, что он стал героем пословиц. В суде говорили: «Одному свидетелю верить нельзя, будь то даже сам Катон». Этого Катон добился к 30 годам.

Даже политические противники относились к Катону с уважением. И они признавали, что всё, что делает Катон, он делает не для собственной выгоды или наживы, а только ради блага государства в том смысле, в котором он это благо понимает. #Цицерон писал о нём: "Он высказывает так, как будто находится в идеальном государстве Платона, а не среди подонков Ромула". Катон его бесил, но он не мог не признать, что Катон - идеалист среди подонков.

В чем же заключалась идея, которую неуклонно пропагандировал Катон?

Рим силён своими традициями и заветами предков. Так он считал. Рим стал великим потому, что был единым, сплоченным вокруг сената, авторитет которого был непререкаем. Общество гордых людей, полных достоинства, стремящихся только к процветанию отчизны, - вот что такое Рим.

Обратите внимание: Последний сезон "Игры престолов".

Упадок морали и нравов, жадные политики, ищущие только личной выгоды, - всё это убивает #Рим.

Не удивительно, что Катон очень рано стал негласным главой консервативного крыла сената. Он стал как бы мерилом того, что правильно, что этично, а что нет. Он не был ни консулом, ни претором, ему было 32 года, но его мнение и его поступки оказывали огромное влияние и на сенат, и на народ.

Бороться с ним его оппоненты считали совершенно бесполезным. Катон не боялся ничего, не отступал ни перед чьим авторитетом, он не раз рисковал собственной жизнью и подвергался опасности, отстаивая свои принципы. Когда голосования превращались в массовые драки, а политики

буквально устраивали друг на друга засады, Катон без страха выступал за свои идеалы. Ему зажимали рот, его сбрасывали с ораторского возвышения, били, ранили, угрожали, - его ничто не брало.

Помпей предложил ему породниться через брак. Катон отказал. Он понимал, что Помпей ищет его поддержки в тех вопросах, в которых они явно выступают противниками.

Катоном восхищались.

Но его не любили.

Это как жить рядом с идеальным человеком. В его присутствии слишком сильно осознаются собственные несовершенства. Вот цитата из источника:

"Именно по этой причине и враждовали с Катоном все видные люди Рима, словно без конца посрамляемые его превосходством".

Катон попал в удивительную ситуацию. Римский плебс его тоже невзлюбил. Он был слишком честен. Он отнимал у плебса возможность продавать на выборах свои голоса! В качестве претора Катон предложил жесткие законы против коррупции на выборах. И эти законы были с кровью проведены. Поэтому когда Катон стал добиваться следующей по уровню должности, люди не проголосовали за него. Такой хороший и честный политик им был не нужен.

Катон стал заложником своих принципов. Он ни разу от них не отступил. Его жизнь - это красноречивое свидетельство того, что любая крайность, даже если это крайняя добродетель, - вредна.

Во время гражданской войны, когда Помпей был уже убит, Катон и тесть Помпея, Сципион, отправились в Африку и смогли сконцентрировать в своих руках большие силы. Катону предложили командование войском. Он отказался. Свой отказ он мотивировал тем, что Сципион - старше по званию. Сципион действительно был консулом несколько лет назад, а Катон консулом никогда не был. С точки зрения субординации и обычая, Катон был 100 раз прав. Но Сципион был бездарным полководцем и не пользовался уважением ни местных жителей, ни войск.

Когда #Цезарь разбил Сципиона в одном-единственном решающем сражении, Катон остался защищать главный опорный пункт на побережье - Утику. Ему предложили даровать свободу тем рабам, кто захочет участвовать в обороне города. Он с возмущением отказал.

Когда он понял, что Утика не готова рисковать и оказывать сопротивление Цезарю, он лично помог всем желающим эвакуироваться из города. Сам он уже твердо решил покончить с собой. Сдаваться Цезарю он считал ниже своего достоинства. Его смерть поразила всех современников.

Он до последнего держал своё намерение в тайне. Накануне он в беседе с сыном запретил ему заниматься политикой: "обстоятельства, сказал он, больше не позволяют заниматься этими делами так, как достойно Катона, заниматься же ими по-иному – позорно".

Он посетил баню, пообедал с друзьями как обычно, беседовал с гостями о философии за вином. После обеда совершил прогулку, а перед сном обнял сына теплее, чем всегда, и этим возбудил подозрения. В постели он читал диалог Платона "о душе". Именно Платон первым из философов писал, что душа бессмертна. Дочитав книгу, он потянулся за мечом, но меча на месте не оказалось. Он позвал раба и попросил принести меч. Но домашние уже все поняли, и меч отказывались приносить.

Гийом Гийон-Летьер, «смерть Катона Утического», 1795.

В комнату вбежал его сын и стал умолять отца передумать. Катон был непреклонен. Ему подали меч. Он успокоился и сказал: "Ну, теперь я сам себе хозяин". Дальше передаю слово Плутарху:

"он обнажил меч и вонзил себе в живот пониже груди; больная рука не смогла нанести достаточно сильного удара, и он скончался не сразу, но в предсмертных муках упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик со счетною доской, так что рабы услышали грохот, закричали, и тут же в спальню ворвались сын и друзья. Увидев его, плавающего в крови, с вывалившимися внутренностями, но еще живого – взор его еще не потускнел – они оцепенели от ужаса, и только лекарь, приблизившись, попытался вложить на место нетронутую мечом часть кишок и зашить рану. Но тут Катон очнулся, оттолкнул врача и, собственными руками снова разодрав рану, испустил дух".
  • Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
  • Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history
  • Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Катон Утический. Идеальный политик и последний "рыцарь" Римской Республики. .