"Чиж и к": как "антинародные" песни стали народными. Разбираем "шедевры" антисоветчины от Чигракова

В интернете гуляла байка, согласно которой песни Виктора Цоя придумывало ЦРУ, чтобы обрабатывать советскую молодёжь. Бред. конечно, редкий. К тому же к концу 80-х ее так хорошо обработала "антикоммунистическая" коммунистическая власть, что обошлись своими силами.

Нынче вникая в творения ряда русских рокеров, действительно начинаешь думать, что ЦРУ бы им рукоплескало стоя. И особенно наглядным в данном случае выступает творчество Сергея Чигракова.

Как точно подметил товарищ Реми Майснер, что лучший пропагандист - это пропагандист с гитарой. Я сам сейчас вспоминаю себя в 90х годах, и отмечаю, насколько же тогда восторгали альбомы "Чижа". Скажем без дураков, Чиграков - талантливейший музыкант и исполнитель. Его популярность, пик которой пришелся на 90е годы, оправдана и заслужена. Тем серьезнее следует обращать внимание, на то, что он вкладывал в свои тексты.

Что важно, в его текстах не было громких лозунгов. Отвращение к "совку" закладывалось в мозг естественно и незаметно. Молодежь тихой сапой пропитывалась антисоветчиной. Возьмем для примера тексты с первого альбома.

Она любила его - он отвечал ей постелью,
Она мечтала стать второй его тенью,
Она терпеливо дожидалась из гастролей его.
Он приезжал, напивался и орал, что Совок - д...мо.

(Отрывок из песни "Она не вышла замуж". Автор текста С. Чиграков)

Мы - молодые - особенно любили эту часть песни за её "амбивалентность", поскольку в ней сочеталась скабрезность и романтика. Разумеется, когда песня игралась под гитару, то все с азартом вопили эти строчки, особенно нажимая на финальную часть четверостишия. Тут мы мало того, что принимали постулат о никчемности советской власти, но еще и транслировали его. И хуже всего то, что мы его транслировали бездумно, но от всего сердца.

Не менее любима была нами песня "Хочу чаю", известная также, как "Русская". Так вот. Эта "Русская" промывала мозги похлеще, чем "Радио Свобода", поскольку пелась на каждой пьянке. С каким же упоением и надрывом тысячи поддатых молодых людей голосили по всей России:

Ой, мама, долгая дорога,
Да советская тюрьма –
А это то, что не от бога,
А это то, что от д...ма!
А целовать бы мне милого
В его ясные глаза.
Ой, комиссарская зараза,
Эх, до чего ж ты довела!

(Отрывок из песни "Русская". Автор текста С. Чиграков)

В начале 90х еще тема с комиссарами не была затаскана до отвращения. Еще не были сняты тонны помойных фильмов про Великую Отечественную Войну с карикатурными НКВД-шными персонажами.

Обратите внимание: Что такое mid-century modern? Разбираемся в дизайнерском феномене.

Теперь, когда население этим добром перекормили, люди начали изучать историю и вскрывать мифы о комиссарах, которые корнями уходят в контору Йозефа Геббельса. Группа "Чиж и К" лучше, чем кто-либо помогла утвердить их в сознании масс. И как тут не вспомнить еще одну застольную, вошедшую в народ как казацкий новодел.

На одной ноге я пришел с войны,
Привязал коня сел я у жены.
Но часу не прошло комиссар пришел,
Отвязал коня и жену увел.
припев
Спаса со стены под рубаху снял,
Хату подпалил, да обрез достал
При советах жить — торговать свой крест.
Сколько нас таких уходило в лес!

(Отрывок из песни "Пуля просвистела". Авторская песня на стихи Михаила Тинкельмана и Игоря Шопка из повести Сергея Мосияша)

Как видим, авторство песни однозначно определить сложно. Писалась она в свое время для группы "Автоматические удовлетворители". Дал ей полноценную жизнь именно Сергей Чиграков, выпустив на культовом альбоме "О любви".

Не сказать, что мы молодые совсем не вдумывались в тексты полюбившихся песен "Чижа". Иногда возникали вполне обоснованные вопросы, когда приходилось слышать:

Родившись под знаком
Звезды, я живой до сих пор -
В созвездии Молот и Серп,
Революций огня.
Кто-то поможет
Надеть мне ботинки,
И подыграет на старой гитаре.
В сердце я верю,
Что ты не оставишь меня!
Лёжа в тёплой воде
Ванной комнаты,
Я борюсь с искушением лезвия.
Кто-то скажет: "Понты!"
Люди добрые, я люблю,
Я завидую вам!
Мне не хватает свободы!

(Отрывок из песни "Мне не хватает свободы". Автор текста С. Чиграков)

Эта песня исполнялась с таким надрывом, что даже становилось не по себе. В то же время напрашивался вопрос, а не блажит ли разом исполнитель? Ну, какой свободы тебе, милый друг, не хватает? Что это еще за юношеский максимализм, типа я сейчас руки на себя наложу, но так-то не наложу, и вообще вы не подумайте, что я понтуюсь.

Но надрыв исполнения перекрывал здравый смысл, и песня все равно народу заходила. Заходило даже то, что можно отнести к пропаганде определенных нехороших веществ.

Приготовленья займут полчаса
И подставляю ветрам паруса.
Я знаю, что вена - моя эрогенная зона!

(Отрывок из песни "Эрогенная зона". Автор текста: в Википедии указана, как народная)

Тут кто-то может сказать, что эта песня лишь отражает внутреннее состояние наркомана и ни к чему не принуждает. В ответ замечу следующее. Одноименный альбом был выпущен в 1996 году. Мало кто из моих молодых друзей и знакомых его не слушал. К концу 90х треть моего музыкального окружения так или иначе имело дело с тяжелыми наркотиками. Конкретно через мои рок-коллективы прошли три человека, которые жестко сидели на игле. При всем при этом мое окружение было далеко от маргинального.

Вряд ли у Чигракова был какой-то особый умысел, когда он сочинял антисоветские "шедевры". Вероятнее всего музыкант верил в либеральные сказки о том, что сейчас развалим "совок" и все сказочно заживем. Думаю, сам лидер группы "Чиж" обеспечил себе ну если не сказочное, то комфортное существование точно. Что касается народа, то сейчас есть ощущение, что оно переживает нечто похожее на идейное похмелье после тяжелейшего антисоветского угара.

Сергей Чиграков. Фото: лицензия Creative Commons

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: "Чиж и к": как "антинародные" песни стали народными. Разбираем "шедевры" антисоветчины от Чигракова.