Общим местом стало то, что у Достоевского в романах нет довольных жизнью женщин и счастливой любви (разве что, семейство Епанчиных в "Идиоте" и то отчасти). Женские образы у Достоевского почти всегда несчастны, характеры их противоречивы, жизнь трагична, а в мужчинах они вызывают то слишком бурные и тягостные страсти, то жалость. И отношения с женщинами у самого Достоевского долгие годы были очень далеки от идеала, запутаны и часто почти безнадежны.
Как известно, одно из главных мест в жизни мужчины занимают его мать и его первая любовь. Мать Фёдор Михайловича, по воспоминаниям родственников, была приятная женщина из очень богатой купеческой семьи. Она обладала привлекательной наружностью, уживчивым характером, "веселостью природного характера" и заботилась о детях. Но чахотка очень рано свела ее в могилу, ей и 38 не было, а юному Фёдору едва минуло 15.
Достоевская Мария Федоровна, мать писателяОна много болела, поводила целые дни в постели - Фёдор ее жалел, любовь и жалость из-за болезни шли очень близко , почти сливаясь. Отец же, принадлежавший к захудалому и разоренному дворянскому роду и работавший врачом в больнице для бедных, был вспыльчив, угрюм и мнительно самолюбив. После смерти жены и выхода в отставку он поселился в маленьком и бедном, с трудом приобретённом поместье Даровом, и очень скоро стал пить запоем, заводить любовниц из дворни и едва ли не тиранить крестьян . Погиб он подозрительной и страшной смертью, по слухам (много лет ходившим в семье Достоевских) убитый собственными крестьянами. И на воспоминания о семейной жизни легла темная неизгладимая тень, когда Фёдору было лишь 18.
После этой истории в юном Достоевском, вероятно, не только усилились нервозность и патологическая мнительность, но и способности к нормальным отношениям с женщиной был нанесён удар.
В Высшем военном инженерном училище, естественно, никаких женщин не было, а был казарменный надзор и сынки богатых дворян, многие из которых уже получили свой «жизненный опыт» и с нехорошим смаком о нем рассказывали. А Фёдора с братьями отец держал исключительно в рамках строгих правил и никуда даже из дома не отпускал. Достоевский и получил там прозвище «монаха Фотия». И грезил ночами идеями литературы и гуманизма. Выйдя из училища и сняв квартиру, он пустился было в рассеянную жизнь, спуская уйму денег (почти отсутствующих) на театры, бильярды и питейные заведения. Но с девушками и дамами своего круга дело шло совсем худо - он как-то терялся и сковывался в их присутствии и слова вымолвить не мог. Однажды, надолго войдя в антологию анекдотов Петербурга, почти упал в обморок, будучи представлен красавице Надежде Соллогуб. Тяжелый и унизительный след оставила история с Авдотьей Панаевой, хозяйкой литературного салона, где «царили» Белинский и Некрасов. Он как-то нелепо, неуместно и слишком хорохорясь вздумал в нее влюбиться. Красавица Панаева не видела в нем ничего, кроме нелепого, нервного и довольно неприятного молодого человека ("худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно передергивались" - вспоминала она). Но мужа Авдотьи и влюбленного в нее Некрасова эта влюбленность разозлила не на шутку и они принялись очень зло высмеивать незадачливого конкурента. Все кончилось полным разрывом и тем, что он обходил салон Панаевой за семь верст. Оставалось ходить по "Миннушкам, Карлушкам и Марианнам", которые "дорожали не на шутку", да накапливать тяжелые впечатления от женщин "петербургского дна".
Так прошли два с лишним года в Петербурге до заключения и каторги. А там уже ни о каких женщинах и речи идти не могло, главная дама была сама Жизнь, которую нужно была во что бы то ни стало сохранить, несмотря на десятифунтовые кандалы, тяжкую работу в копях, дикую скученность и духоту. На пожизненную память остались у него от тюрьмы и каторги припадки падучей (эпилепсии), ревматизм в ногах и болезни желудка. Но закончились и 4 года страшной Омской каторги и Достоевский был отправлен служить рядовым в забытый Богом в сибирских степях городишко Семипалатинск. Где , противу всех ожиданий и по какому-то странному велению Судьбы, первая любовь за его 33 года.
Любовь эта, как выяснили биографы да и сам он вспоминал, была и несчастливой и слишком экзальтированной, и полной драм и истерик. Но, однако, увела его жизнь далеко от кошмара каторги, грубости быта в казарме и избе, которую он снимал в Семипалатинске.
Марья Дмитриевна и Достоевский во время начале их бракаМарье Дмитриевне Исаевой к моменту встречи с Достоевским минуло 29 лет. Худенькая, очень впечатлительная и порывистая, красивая блондинка была замужем за стремительно спивающимся акцизным чиновником. Вечно без денег, семипалатинское "общество" начинает отворачиваться из-за пьяных выходок мужа, одна тянула на себе воспитание семилетнего сына.
Обратите внимание: Вдохновляющие образы Джованны Баталья, королевы стристайла Нью-Йорка.
Впереди была безысходность, а ведь утро жизни несло так много надежд. Она была из хорошей семьи, корни которой тянулись к французскому дворянину последнего капитану мушкетеров полковнику Константу, бежавшему от Французской Революции в Россию. Да вот неудачно вышла замуж - и оказалась в Семипалатинске. Что заставило ее сделать шаг навстречу бедному рядовому солдату, только что с каторги, без собственных средств, лишенному всех сословных привилегий? Желание найти сочувствие, благодарность за участие и готовность выслушивать ее долгие сетования на судьбу, потребность в чужом восхищении (давно никто не смотрел на нее такими глазами)? Есть загадки человеческих отношений, которым пока не суждено найти разгадок. Как бы то ни было, сближение произошло - и в Семиплатинске вдруг стали разыгрываться страсти, достойные Байрона и Шекспира. Достоевский был страстно влюблен, ревновал, рыдал безутешно, когда муж Марьи Дмитриевны достал все-таки какое-то место "за 100 верст" от Семипалатинска. Как одержимый ждал писем из Кузнецка, потом отчаянно рвался туда, когда муж Исаевой умер, оставив ее вдовой без средств, а она, опять скорее от тоски, увлеклась местным учителем. «Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!» - пишет он в то время. За полтора года путем настойчивых просьб старым знакомым имеющим хоть какой-то вес, слезных просьб о помощи верному брату Михаилу и новому другу барону Врангелю (по совместительству местному прокурору) удается вернуть права на писательство, на офицерский чин, на отнятое дворянство. В феврале 1857 года они венчаются в Кузнецке. Невеста была все еще хороша собой и изящно одета, вспоминали потом знакомые. Но в первую же брачную брачную ночь с новоиспеченным мужем случился приступ падучей, до полусмерти напугавший жену. И семейная жизнь потом совсем не задалась.Марья Дмитриевна была нервна до истеричности, пуглива и холодна. Странная страстность мужа, да ещё и совсем неопытного в свои 35 лет, ее скорее пугала. Достоевский же стал относиться к ней с большой жалостью, как к ребёнку. Часто он напоминала ему рано умершую от чахотки мать. Да и самой нее тоже развивалась чахотка. Возвращение в Петербург, казалось бы сулившее столько надежд на будущее, стало похоронным звоном для их семейной жизни. На долгом пути из сибирского Семипалатинска произошел окончательный "надлом" в отношениях. Марья Дмитриевна впервые назвала его бывшим каторжником и начала горько жаловаться на жизнь, требуя устроить жизнь хотя бы ее сыну Паше (забегая вперед можно сказать, что о пасынке Паше Достоевский то больше, то меньше заботился всю жизнь и Павел в зрелости очень гордился тем, что у него такой знаменитый отец, Федора Михайловича он называл отцом, а не отчимом).
В Петербурге они с женой, по существу, уже окончательно жили врозь. Он то устраивала истерику за истерикой из-за того, что ей нечего надеть, то отказывалась поддерживать знакомства из-за бедности, то боялась, что он тоже умрет и оставит ее с сыном совершенно без средств. Здоровье ее начало стремительно ухудшаться и за 4 года она сгорела от чахотки. Федор Михайлович, надо отдать ему должное, хоть и была у него к тому моменту другая женщина , очень трогательно ухаживал последние несколько месяцев до кончины и был последним, кому она адресовала и свои упреки горькие и слова прощения. «Она столько перестрадала, что не простить ее было бы невозможно», писал Фёдор Михайлович нелюбившему Марью Дмитриевну брату Михаилу. Горе оказалось еще сильней, чем он предполагал. Образ Марьи Дмитриевны смотрит на нас со страниц многих романов Достоевского - это Наташа в "Униженных и оскорбленных", Катерина Ивановна, жена Мармеладова в "Преступлении и наказании", Катерина в "Братьях Карамазовых". Женщины с взглядом и порывистыми движениями напоминают читателям ту, кто был первой и большой любовью писателя, и кто, несмотря ни на что, помог вернуться ему после каторги к жизни.
В статье использованы материалы из книг Марка Слонима "Три любви Достоевского", Людмилы Сараскиной "Достоевский" и Сергея Белова "Федор Михайлович Достоевский"
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Кем была первая жена Достоевского? и какие женские образы в его романах ей посвящены?.