Человек - изменивший мир моды. История Коко Шанель

Коко Шанель, французский модельер, создательница империи моды XX века

Родилась: 19 августа 1883 года

Умерла: 10 января 1971 года

Детство

О детстве Коко Шанель (Габриэль Бонер Шанель) известн6о очень мало. Габриэль родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр, Франция, в семье честного торговца Альберта Шанель и его подруги Эжени Жанны Деволль. У них не было постоянного места жительства. Если дела шли хорошо, они позволяли себе примитивную ферму и поселялись в какой-нибудь старой заброшенной хижине, которую люди пытались обойти. Ее мать работала прачкой в благотворительной больнице, принадлежащей сестрам Провиденс, а ее отец был уличным торговцем, который продавал галантерейные товары на уличном рынке.

Шанель всю жизнь стеснялась своего несчастного детства. Она боялась, что репортеры смогут узнать о ее внебрачном происхождении, о смерти ее матери от бронхита в возрасте 31 года или о ее отце, который просто сдался, передав Габриель в приют в возрасте 12 лет. Коко Шанель даже придумала свою историю о том, что когда умерла мать, отец отплыл в Америку, и она жила в уютном и чистом доме с двумя строгими тетками, которых на самом деле не было.

Начало

Изучив шитье в течение шести лет в приюте Aubazine, Коко Шанель смогла найти работу швеей. Когда она не занималась своим делом иголкой и ниткой, она пела в кабаре «Ротонда», которое часто посещали кавалерийские офицеры. Там Габриель получила прозвище «Коко». Оно происходит от известной песни «Qui Qu’a Vu Coco?» что она пела.

В свои двадцать с небольшим Коко Шанель пришла к выводу, что главное в жизни - деньги. В 1905 году, когда в ее жизни вошел молодой и богатый буржуа Этьен Бальсан, Коко Шанель повесилась ему на шею. В ее глазах он был настоящим мужчиной, у которого были деньги и он мог легко их тратить. Когда она поселилась в замке своего возлюбленного, Коко в полной мере воспользовалась преимуществами своей новой жизни. Она пролеживала в постели до полудня, пила кофе с молоком и читала дешевые романы. Однако Этьен не считал Коко той женщиной, на которую стоило тратить большие деньги.

Весной 1908 года Коко Шанель встретилась с другом Balsan Captain, Артуром Эдвардом «Бой» Капелом CBE, английским игроком в поло. Артур Капел посоветовал Коко открыть магазин по продаже шляп и пообещал ей финансовую поддержку. Позже он станет ее партнером по бизнесу и личной жизни.

Однако, она была обязана Этьену Балсану, который помог начать ее карьеру. Этьен хотел вовлечь свою обеспокоенную девушку в любое дело под предлогом выселения ее из его замка. Коко поселилась в его холостяцкой квартире на бульваре Малешерб в Париже, где он обычно развлекался со своими подругами. Это было место, где Коко начала делать и продавать шляпы. Интересен тот факт, что все бывшие любовницы Этьена стали первыми клиентами мадемуазель Шанель. Также они расширили круг ее клиентов на своих друзей. Дела пошли очень хорошо, и вскоре эта холостяцкая квартира стала тесновата.

Первая слава Шанель

В конце 1910 года Коко Шанель окончательно рассталась с Этьеном Бальсаном и стала жить с капитаном «Бой» Капелем. В 1910 году Коко стала лицензированным модистом (изготовителем шляп) и открыла бутик Chanel Modes на улице Камбон, 21 в Париже. Вскоре улица стала известна во всем мире и уже полвека связывается с ее именем.

В 1913 году Коко Шанель открыла свой бутик в Довиле, который быстро привлек постоянных клиентов. Создательница знаменитых шляп мечтала разработать собственную линию женской одежды. В то время она не имела права шить «настоящие» женские платья, так как могла быть привлечена к ответственности за незаконную конкуренцию, поскольку не была лицензированной портнихой. Коко нашла решение. Она начала шить платья из трикотажа, из которого шили только мужское нижнее белье и заработала на этом свой первый капитал. Близкие родственники Коко Шанель всегда поддерживали ее. Одними из них были ее сестра Антуанетта Шанель и ее тетя Адриенн Шанель. Обе девушки, которых Коко наняла, чтобы моделировать модели Chanel и рекламировать модную одежду Chanel.

Так родились все ее первые открытия в области платьев. В дизайне Коко не преуспевала и поэтому упрощала детали. Эскизы одежды она не рисовала и не шила. Обычно Коко набрасывала ткань на манекен, затем разрезала и вырезала бесформенную массу материала, пока не проявился желаемый силуэт.

Шанель быстро стала мировым модельером, переключив все внимание на себя. Она создала стиль, который раньше был немыслим для женщин - спортивные костюмы. Она осмелилась появиться в матросском костюме и обтягивающей юбке на пляжах приморских курортов. Стиль, созданный Домом Chanel, был простым, практичным и элегантным.

В 1914 году началась Первая мировая война. Во Франции царили хаос и «пир во время чумы». Коко продолжала активно работать, предъявляя новые требования к одежде и генерируя новые идеи: первый женский костюм скинни от Chanel. Спустя пару лет она сшила редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы с почти мужской строгостью. Она создала заниженную талию, классическую рубашку, женские брюки и пляжную пижаму.

Несмотря на то, что Дом Chanel представил модные женские брюки, Коко носила их довольно редко, так как считала, что женщина никогда не будет выглядеть в брюках так хорошо, как мужчина. Однако ей нравилась короткая мужская прическа. Причина проста - за короткими волосами легче ухаживать. Однажды Коко постриглась и гордо вышла на свет, объяснив, что все в ее доме загорелось, и это обожгло ее локоны. Поэтому в 1917 году среди женщин преобладала тенденция к короткой мужской стрижке. До появления Коко Шанель женщины должны были быть длинноволосыми.

В 1919 году, когда ее возлюбленный Артур «Бой» Капел погиб в автокатастрофе, Коко Шанель сказала: «Либо я тоже умру. Или я закончу то, что мы начали вместе ». Если бы в жизни Шанель не случилось этой трагедии, она бы никогда не стала экспериментировать с черной тканью. Некоторые говорят, что она ввела в моду одежду черного цвета, чтобы все женщины во Франции оплакивали ее возлюбленного. Коко не разрешили официально оплакивать его смерть, поскольку она не была замужем за Артуром Кейпелом.

Рождение духов Chanel No. 5

Летом 1920-х Коко Шанель открыла большой модный дом в Биаррице. Позже она познакомилась с русским эмигрантом, великим князем Дмитрием Павловичем, и они оба почувствовали взаимную страсть друг к другу. Роман был коротким, но плодотворным. Коко почерпнула много новых идей от своего экзотического любовника. Она не могла забыть его рассказы о сокровищах московского царя и роскоши церковных облачений. Более того, после этой встречи в ее новой коллекции появились части русских народных костюмов с оригинальной вышивкой. Самым знаменательным является то, что во время гастролей по Франции Дмитрий Павлович познакомил Коко с русским парфюмером Эрнестом Бо, когда они остановились в городе Грасс. Отец Эрнеста много лет проработал при императорском дворе.

Встреча была плодотворной для них обоих. После года напряженной работы и длительных экспериментов Эрнест поместил перед Коко десять образцов и разделил их на две группы. Первую половину Эрнест Бо пронумеровал от одного до пяти, вторую - от двадцати до двадцати четырех. Коко выбрала образец № 5, и когда Бо спросил ее, почему Коко Шанель ответила: «Я всегда запускаю свою коллекцию на 5-й день 5-го месяца, поэтому номер 5, кажется, приносит мне удачу, поэтому я назову его No. 5 ”.

Маркетинговая политика Дома Шанель была ориентирована на знаменитостей. Этот выбор не случаен: в списке клиенток, пользовавшихся духами Chanel № 5, значились самые красивые женщины века. Chanel No. 5 был любимым ароматом Жаклин Кеннеди. Однако, невольно,  неоценимо продвинула «Шанель» Мэрилин Монро. Причем делала она это бесплатно. В начале 1950-х годов в одном из интервью Мэрилин сказала, что все, что она носила в постели, - это несколько капель духов Chanel № 5. Несколькими днями позже ее заявление резко увеличило продажи духов Chanel No. 5.

Дизайнеры разлили золотую жидкость в хрустальную бутылку со скромной прямоугольной этикеткой, которая показалась им своеобразным решением; обычно флаконы для духов имели замысловатые формы. В результате в мире появился «женский аромат, который пахнет женщиной».

Обратите внимание: Новая французская история о любви, которую стоит посмотреть.

Это был первый синтетический парфюм из восьмидесяти компонентов, который не повторял запах конкретного цветка, как это было раньше. Chanel № 5 по-прежнему остается самым продаваемым парфюмом в мире.

Маленькое черное платье

К началу 20-х годов мир почти закончил борьбу за гендерное равенство. Женщины имели законное право работать, голосовать и делать аборт, но в то же время они теряли лицо. Мода переживала такую ситуацию, когда из-за печального эгалитаризма женская одежда стала терять сексуальность и изысканность.

Коко Шанель поняла это и успешно сумела совместить в своих моделях невероятные детали с революционными инновациями и вызывающей женственностью. Она изобрела знаменитое «маленькое черное платье», которое на первый взгляд показалось безыскусным, деревенским и безличным.

Этот решительный шаг принес 44-летнему дизайнеру всемирную известность и заставил ее найти символ элегантности, роскоши и хорошего вкуса. Первые модели платьев были выполнены из забытого жидкого креп-марокаина, длиной до колен, прямого кроя с узкими рукавами до запястий. Невероятно точная, выверенная и революционная длина кроя юбок выгодно отличала их от других. Кстати, Коко Шанель считала, что низ платья нельзя поднимать выше колена, ведь не все женщины могут похвастаться безупречной красотой этой части тела. Более дорогие коктейльные платья имели V-образный вырез, а вечерние платья - с глубоким вырезом на спине. К таким платьям полагалось носить длинные нити жемчуга или цветные украшения, горжетки, куртки и крохотные шляпки.

Маленькое черное платье быстро стало культовой одеждой и приобрело статусный символ. Его часто копировали, переделывали и продавали в розницу. Множество компаний и домов моды до сих пор производят это платье по всему миру. Популярность этого платья невероятна. До сих пор появляются новые интерпретации этого платья, Можно с уверенностью сказать, что это платье никогда не выйдет из моды.

Нужно отметить, что в возрасте 20 лет она увлеклась дизайном ювелирных украшений. Идея соединить в одном изделии кристаллы и натуральные камни пришла не только ей. Однако она была первой, кто воплотил эту идею в жизнь.

Коко активно общалась с миром парижской богемы. Она бывала на балетных постановках, познакомилась с художником Пабло Пикассо, известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, поэтом Пьером Реверди и драматургом Жаном Кокто. Многие известные люди стремились пообщаться с известным модельером просто из любопытства и были удивлены, обнаружив Коко умной, остроумной и оригинально мыслящей женщиной. Однажды Пикассо назвал ее самой разумной женщиной в мире.

Мужчин привлекала не только внешность Коко, но и ее незаурядные личные качества, сильный характер и непредсказуемое поведение. Коко была неотразимо кокетливой, чрезвычайно острой, прямой и даже циничной. Она выглядела целеустремленной, уверенной, довольной и успешной женщиной.

Любовный роман с Хью Гросвенфом

Позже Хью Ричард Артур Гросвенор, 2-й герцог Вестминстерский, GCVO, DSO (фамильярно «Бендор») вошел в жизнь Коко Шанель. Он был британским землевладельцем и одним из самых богатых людей в мире. Их роман длился 14 лет. Этот необычайно долгий роман привел Коко в другую среду - мир британской аристократии.

С 1926 по 1930 год герцог Вестминстерский был ее самым желанным гостем. Она все время верила, что их любовь увенчается браком. Коко видела долгожданное последнее пристанище в каждом из домов, куда ее брал герцог. Они часто покидали Англию и путешествовали на его яхтах. Обычно Хью Гросвенф по выходным приглашал в свое поместье около шестидесяти гостей. Среди них были Уинстон Черчилль, его жена и близкие друзья герцога. У них были ужины под живое музыкальное сопровождение, а иногда он даже приглашал театр из Лондона.

Сэр Уинстон Черчилль не скрывал своих восторженных впечатлений, он восхищался Габриэль «Коко» Шанель и считал ее одной из самых умных, милых и очень сильных женщин, с которыми ему когда-либо приходилось иметь дело. Известный политик и государственный деятель не зря обратил внимание на такие черты личности Коко Шанель, как решительность, сила воли и стремление к независимости: они привели ее к международному успеху.

Если бы она родила наследника герцога, она стала бы его женой. До 1928 года, когда в нем была сильна страсть, он тоже был готов на ней жениться. Коко было 46 лет, когда она начала посещать врачей, но было уже слишком поздно - природа воспротивилась ее мечте. Герцог Вестминстерский пострадал не меньше своей возлюбленной, но был вынужден жениться на другой.

Коко Шанель вернулась к работе. Успех сопровождал ее во всех начинаниях. Она была в зените своей славы, и, несмотря на возраст (ей было уже за 50), мужчины находили ее очень привлекательной.

Десятилетняя пауза в модной карьере

В 1939 году, несмотря на огромный успех ее модной одежды, Коко была вынуждена закрыть все свои магазины и Дом моды из-за Второй мировой войны. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко уехала в Париж. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета общественной морали Коко Шанель была арестована. Причина - любовная связь Габриэль «Коко» Шанель с Вальтером Фридрихом Шелленбергом, немецким бригадефюрером СС. Через несколько часов после задержания ее отпустили. Вскоре после этого Коко Шанель переехала в Швейцарию, где прожила почти десять лет.

После Второй мировой войны дизайнеры появились как грибы после дождя в послевоенной Франции. Один из них, молодой модельер Кристиан Диор, так прокомментировал дизайн Коко Шанель: «С помощью черного пуловера и десяти рядов жемчуга она произвела революцию в моде».

Возвращение в мир моды

После войны Кристиан Диор наряжал женщин как цветы. Он одел их в кринолин, подтянул талию и заполнил многочисленные складки на бедрах. Коко Шанель смеялась над этой «гипер-женственностью»: «Посмотрите, какие смешные эти женщины, одетые в одежду мужчины, который не знает женщин, никогда их не имел и мечтает стать таковым».

Когда Коко Шанель вернулась из Швейцарии в Париж, там уже было целое поколение модниц, которые были уверены, что «Шанель» - это марка духов. Она снимала небольшую двухкомнатную квартиру в любимом парижском отеле «Ритц».

Коко снова увлеклась модной индустрией. Когда Марлен Дитрих спросила Коко Шанель, зачем ей это нужно, она объяснила ей, что умирает от скуки.

Первой реакцией экспертов и прессы на новую коллекцию Коко Шанель был шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критикам не удалось понять, что именно в этом ее секрет: ничего нового, только вечная, вневременная элегантность. Коко мстили год. Коллекция, которая с треском провалилась в Париже, была немного переработана и показана за границей. Американцы аплодировали ей. Маленькое черное платье стало триумфом в Соединенных Штатах. Для нового поколения модниц было честью носить одежду Chanel, а сама Коко превратилась в магната, управляющего крупнейшим домом моды в мировой индустрии моды.

В эти годы она создала костюм Pink Chanel. 22 ноября 1963 года, когда был убит президент Джон Ф. Кеннеди, его жена была одета в двубортный шерстяной костюм Chanel с темно-синим воротником и клубнично-розовой отделкой. В 1960-х костюм Pink Chanel стал символом убийства ее мужа и одним из культовых предметов моды. Много раз костюм беззастенчиво копировали до последней нитки, до последней золотой пуговицы и прострочки.

Мода исчезает, остается только стиль

Мир признал ее единственной законодательницей утонченной элегантности. Концепция стиля Шанель прочно вошла в модную индустрию. Стиль Шанель означает, что костюм должен быть функциональным и удобным. Если на костюме Шанель есть пуговицы, их непременно стоит застегнуть. Костюм Шанель обычно надевают с туфлями на низком каблуке с перекрестными ремешками. Юбку ниже колена Шанель разработала с карманами, куда бизнесвумен могла бы положить портсигар. Кстати, идея носить сумку через плечо тоже принадлежит мадемуазель Коко.

Коко Шанель сохраняла невероятную работоспособность до глубокой старости. Новые модные идеи приходили ей в голову даже во сне. Секрет успеха этого фантастического бренда кроется в его корнях. С самого начала Дом Шанель продавал искусство жить, а не только одежду для женщин.

Смерть

Коко Шанель не могла умереть в рабочее время. Она не могла этого допустить. 10 января 1971 года она тихо скончалась в номере отеля Ritz с видом из окна на роскошно оформленный дом Chanel. По состоянию на 2014 год выручка Chanel достигла 7,43 миллиарда долларов. Когда Коко Шанель умерла, в ее гардеробе было всего три платья. Однако это были «очень стильные наряды», как сказала бы Габриэль «Коко» Шанель.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Человек - изменивший мир моды. История Коко Шанель.