В конце 1980-х он уверенно пропел: «Не хочу и не умею быть таким, как все» - и заявил о себе как о яркой творческой личности. Образы, созданные им на сцене, запомнились и поклонникам рок-музыки, и любителям эстрады…
Герой интервью – Заслуженный артист России, сольный исполнитель, экс-солист легендарных групп «АукцЫон» и «Форум», лучший вокалист «Ленинградского рок-клуба» 1986 и 1987 годов Сергей Рогожин.
- В 2021 году исполняется 40 лет с момента основания «Ленинградского рок-клуба». Группа «АукцЫон» в восьмидесятых годах ХХ века не только была частью «Рок-клуба», но и прославилась своим нестандартным подходом к музыке и визуальному оформлению своих концертных программ. Последнее стало возможным благодаря работе питерского художника Кирилла Миллера. В книге журналиста и музыкального критика Михаила Марголиса, посвященного группе «АукцЫон», можно обнаружить такое высказывание художника: «Рогожин… был открыт для экспериментов, с ним можно было договариваться. Но именно он олицетворял этакую звезду, красавца, что противоречило всей «аукцЫоновской» атмосфере. Я решил, что в контекст группы его надо вписать в навязчивом образе а-ля Элвис Пресли…» Сергей Львович, расскажите, пожалуйста, читателям, что это был за образ и как он создавался.
- Условно этот образ назывался «разорившийся граф». Я выходил на сцену в мундире с эполетами. Его специально брали из костюмерной «Ленфильма». Настоящим украшением моего костюма была брошь. К слову, я и Олег Гаркуша (один из участников группы «АукцЫон – прим. авт.) любили украшать свои костюмы таким образом – на сцене это смотрелось невероятно эффектно.
Тот самый мундир...- Также эффектно, как и дамские перчатки на ваших руках?
- В моем понимании они не были дамскими. Они были просто классными перчатками, которые гармонировали с костюмом графа.
Те самые перчатки...- Сергей Львович, а какие трудности возникали при создании костюмов?
- На самом деле все «аукцЫоновские» костюмы - это костюмы из разряда «голь на выдумку хитра». Участники группы приобретали свои сценические костюмы то в театральных костюмерных, то на блошиных рынках. Самым интересным рынком в этом плане был Сенной. Там продавалось много старых интересных вещей… Труднее всего было с обувью. Все остальное можно было ушить или перешить, а вот найти обувь, которая бы подходила под наши «панковские истории», было сложно. Но выход из положения был найден. Помню, у меня были совсем дешевые сандалии из категории «ни о чем». Кирилл Миллер покрыл их серебряной краской, разрисовал их причудливыми узорами – и обувь «заиграла».
- Кроме образа «разорившегося графа» Вами был создан не менее запоминающийся «восточный образ». В концертной программе «В Багдаде все спокойно» 1987 года Вас можно увидеть в европейском костюме и турецкой феске. Что означал этот синтез восточного и европейского стилей?
Сергей Рогожин в составе группы "Аукцион" (в 1987 году название группы писалось без "Ы")- На самом деле никакого синтеза здесь нет. Имелось в виду совсем другое. Дело в том, что в восточных странах существовал (и существует) строгий дресс-код, согласно которому представители аристократии должны быть одеты не в народный, а в светский костюм. Поэтому мои черный костюм с бабочкой и турецкая феска совсем не противоречили друг другу. Наоборот, они помогали создать образ восточного аристократа. Это был тот же образ «разорившегося графа» из концертной программы «Вернись в Сорренто» 1986 года уже в «восточном» варианте.
- Сергей Львович, разглядывая ваши фотографии времен «АукцЫона», нельзя не заметить серьгу в ухе… Что это – рокерская романтика или нечто большее? И как к этому относились ваши преподаватели в институте культуры (ведь Вы тогда были студентом)?
Времена "Аукциона" (1980-е годы)- Если вспомнить историю, то традиция ношения серьги именно мужчинами имеет множество объяснений. Достаточно вспомнить пиратов. Или запорожских казаков. У казаков, кстати, серьга являлась отличительным знаком единственного сына в семье. А в русской армии времен Петра I серьга в ухе солдата означала, что тот удостоился похвалы императора (которая выражалась в том, что Петр I трепал солдата за мочку уха). Это с одной стороны. А с другой стороны – да, можно говорить и о рокерской романтике…
Что касается института, то мне вспоминается интересный случай. Мой преподаватель Олег Леонидович Орлов однажды на лекции спросил меня: «Сергей, Вы же комсомолец?» «Да, комсомолец», - согласился я. Тогда Олег Леонидович поинтересовался: «А почему Вы, будучи комсомольцем, носите серьги?» На что я ответил: «Олег Леонидович, у нас больше половины комсомольцев в институте носят серьги». Я думал таким образом смутить преподавателя. Но он понял ситуацию и сказал: «Да, но это девушки.
Интересное: Учёные воссоздали последний ужин древнего человека. Неплохо, но самим пробовать не хочется.
А парни серьги не носят». Вот такой забавный случай. А вообще дело уже шло к перестройке, да и на последних курсах на мои серьги уже не обращали такое пристальное внимание, как ранее…- Сергей Львович, на «аукцЫоновских» фотографиях заметен ваш яркий грим… Это тоже рокерская романтика?
Сергей Рогожин и Олег Гаркуша в составе "АукцЫона"- Время, когда я пришел в «АукцЫон», было временем популярности такого музыкального направления, как «новая волна». Участники групп Duran Duran, Alphaville, Culture Club, представлявших это направление, выступали в невероятно ярком гриме. Причем это был такой жесткий, я бы даже сказал агрессивный грим… В «Ленинградском рок-клубе» тоже была такая мода. И Гребенщиков, и Кинчев красились подобным образом… Позже рок-клубовские группы от этого отказались.
- После эпохи «АукцЫона» в вашей творческой биографии началась эпоха «Форума». Можно ли говорить о том, что образ, созданный во времена «Форума», - это в какой-то степени продолжение того, что было в «АукцЫоне»?
Сергей Рогожин, солист "Форума"- Я бы сказал, что образ, созданный в «Форуме», был продолжением не «аукцЫоновского» образа, а образа под названием «Сергей Рогожин». Я ведь и в «АукцЫоне» был самим собой, и в «Форуме». От себя не уйдешь…
- Известно, что в вашем концертном гардеробе времен «Форума» были костюмы от известного модельера Рафа Сардарова…
- Да, это так. С ним был хорошо знаком Владимир Кауфман, директор группы «Форум». Помню, что я купил у Рафа несколько костюмов по совершенно сумасшедшим ценам. Я уже не помню, сколько точно это удовольствие стоило, но оно было не из дешевых. Но костюмы, надо признаться, стоили тех денег.
Они были необычными, запоминающимися… Пример тому – черный объемный шелковый костюм. Помню, я надевал его на голое тело и выходил босиком на сцену. На ютубе, кстати, есть видео с песней «Бессонница» - там можно увидеть меня в этом костюме… Могу сказать, что в 1990-х годах такие люди, как Сардаров, выручали артистов, потому что мыслили они креативно и делали все качественно.
- Вспоминая времена «Форума», не могу не спросить про самые яркие и заметные аксессуары. Один из них - широкий пояс с массивной пряжкой в виде большого железного орла…
А вот и орёл...- Этот пояс я купил в комиссионном магазине. За него просили, если я не ошибаюсь, полторы тысячи рублей. Во времена, когда средняя заработная плата составляла 120 – 150 рублей, такая сумма была серьезной. Помню, я стоял и канючил: продайте за тысячу! Наконец продавец сдался, позвонил владельцу пояса и объяснил ситуацию. Оказалось, что в комиссионку ремень сдал один мой знакомый музыкант. Он его привез из-за границы, но передумал носить. А я этот пояс носил очень долго! Он, действительно, шикарный… Продавец в комиссионке даже признался мне, что сотрудники магазина не представляли, кто же может купить эту вещь, ведь ремень похожей конфигурации видели только у Майкла Джексона…
- Сергей Львович, а что за история связана с появлением другого аксессуара – белой перчатки, которую Вы носили на правой руке?
Перчатка на правой руке...- Перчатка появилась после того, как меня стукнуло током от микрофона на стадионе в Барнауле. Дело в том, что беспроводных микрофонов тогда не было - приходилось наматывать микрофонный провод на руку для того, чтобы случайно не выдернуть шнур из микрофона. В тот день прошёл дождь - микрофон сырой, провод мокрый, у меня влажные руки… Удар током был таким ощутимым, стресс сильным, что я не мог взять в руку микрофон… Я сказал Кауфману (директору группы «Форум» - прим. авт.): дайте мне перчатку или полотенце – сухую ткань, одним словом… Выход из положения был найден: солдаты, охранявшие стадион, подарили мне плотные офицерские белые перчатки… С тех пор я стал носить перчатку на правой руке. Позже украсил ее сверкающими камешками – получилось не хуже, чем у Майкла Джексона…
- И еще один аксессуар Вы также носили очень долго… Я имею в виду боло - американский галстук-шнурок.
А вот и боло...- Тогда группа «Форум» была на гастролях в Нью-Йорке. Мое внимание сразу же привлек именно этот галстук благодаря большому сверкающему камню, который должен был эффектно смотреться в свете прожекторов. Случилось так, что можно было купить сразу пять штук таких галстуков. Я и Вова Сайко (музыкальный руководитель группы «Форум», композитор, аранжировщик – прим. авт.) так и сделали - купили их на всю группу.
- Сергей Львович, не могу не спросить про украшения… Серьги, браслеты – это ведь неотъемлемая часть ваших сценических образов времен «Форума»! На фотографиях и видеозаписях можно увидеть, например, серьгу в форме подковы, множество браслетов...
И браслеты на руках...- Надо сказать, что очень многие ювелирные украшения мне дарили поклонницы и поклонники… Это были перстни, та же серьга в форме подковы (где она, не знаю…) Действительно, я ее долго носил. Это была подкова из платины, белого золота; бриллианты были гвоздиками в этой подкове… Девочки-поклонницы постарались… Ведь есть же такая примета: подкова приносит счастье… Что касается браслетов, то я привез их из Индии. Группа «Форум» находилась там на гастролях целый месяц. Браслеты в Индии невероятно красивые – я накупил целые наборы браслетов, которые можно было надевать от запястья до локтя. Одни разбились во время концертов – я ведь бегал по сцене, стучал руками… Другие перестал носить, потому что надоели… В основном, браслеты я носил летом с белым костюмом – все это хорошо сочеталось с длинными волосами и загорелым телом. Образ получался довольно экзотичный - я был похож на актера индийского кино.
- В настоящее время Вы исполняете романсы и песни, написанные в романсовом стиле. Какие костюмы появились в вашем концертном гардеробе в связи с этим направлением?
Настоящий денди
- Таких костюмов много… Это и гусарский ментик с эполетами (своеобразный привет из «АукцЫона»), и смокинг, и сюртук, украшенный шалью… В общем, романсы я исполняю в классическом костюме.
Беседовала Юлия Коверя
Интересное еще здесь: Новости.
«и в «АукцЫоне», и в «Форуме» я был самим собой…».