Всю жизнь он с удовольствием рассказывал как четырнадцатилетним подростком удрал на Первую мировую войну. Его воспоминания читаются как приключенческая повесть: был военным разведчиком, дважды получил Георгиевский крест.
Он - народный артист СССР и лауреат шести Сталинских премий. Выходец из бедной крестьянской семьи, он сделал головокружительную карьеру — от торговца папиросами до директора "Мосфильма", повлиял на судьбы десятков людей. Кто-то был ему благодарен, а кто-то ненавидел. Вопреки линии партии, поддерживал опального Эйзенштейна, помог Григорию Чухраю, Эльдару Рязанову и Леониду Гайдаю. Особая тема в его жизни - женщины, причем тема темная и как сейчас говорят, "мутная".
Он родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Его родители крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а мальчик жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом. Когда он окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова. После этого парень вынужден был пойти «в люди»...
В конце 1915 года он сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию.
Интересное: Как не отстать от жизни.
Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время начал учиться в театральной студии Губпрофсовета.Одну из лучших своих картин он заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах с превосходной музыкой. Казалось бы, война и комедия...как это возможно вместе? Но успех фильма был огромный.
Драматург Николай Погодин написал для него сценарий фильма «Веселая ярмарка», где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь.
Он любил русскую литературу. В конце 1950-х годов приступил к экранизации романа «Идиот». Успех первой серии «Идиота» («Настасья Филипповна», 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей.
Весь последний период творчества он занимался общественной деятельностью. Долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем «Мосфильма». Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма» (1954-1957). «Иваном Грозным» называли его между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР.
Однако, получив должности и посты, он стал превращаться из художника в чиновника. Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, он уступил руководящее кресло другому, а сам приступил к экранизации «Братьев Карамазовых» (1967-1968). По мнению киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей несхожих между собой актеров.
7 февраля 1968 года, вернувшись со студии, он лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных на ногах.
Интересное еще здесь: Новости.