Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Фото из свободных источников

Ему рукоплескала публика Лондона, Милана, Рио-де-Жанейро и Марселя. Карандаш стал первым клоуном, получившим звание Героя СоцТруда. Сам будучи легендой, воспитал не менее знаменитых Юрия Никулина, Олега Попова и Михаила Шуйдина. Его имя носит Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Стать артистом

У великого клоуна, умевшего рассмешить миллионы, было не простое и отнюдь не веселое детство. Старший сын в семье обычного слесаря, работавшего на санкт-петербургском заводе «Симменс и Гальске», внук крепостного крестьянина – не удивительно, что с приходом революции 1917 года шестнадцатилетний Михаил вслед за отцом принял участие в восстании. После Великой Октябрьской Румянцев, успевший окончить школу и художественно-ремесленные курсы, ушел из семьи «в свободное плавание» - мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет, и он не хотел быть обузой для отца, который в одиночку воспитывал троих детей.

Пять лет Румянцев переезжал из города в город, перебиваясь случайными заработками, пока не устроился художником-оформителем в театр города Старицы, что в Тверской области. В 1925 году, на полгода задержавшись в Твери, Михаил уезжает в Москву, получив работу художником в кинотеатре «Экран жизни». Работа ему нравилась, он с удовольствием рисовал плакаты и афиши, особенно к комедийным фильмам.

Румянцев не сразу пришел к образу Карандаша - сначала был Рыжий Вася и Чаплин. Фото из свободных источников

Лето 1926 годы получилось знаковым для Румянцева. В Москву приехали американские кинозвезды Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Попав на творческую встречу с мировыми знаменитостями, проходившую в столичном кинотеатре «Аре», парень твердо решил, что будет артистом. Буквально через несколько месяцев Михаил поступает на курсы сценического искусства к Валерии Цветаевой, сестре знаменитой поэтессе. В течение года Румянцев занимался художественной гимнастикой, акробатикой, танцами, чтобы в 1927 году поступить в класс акробатов-эксцентриков Школы циркового искусства.

Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева - бывшая Школа циркового искусства. Фото: studika.ru

Первый год обучения для парня был настоящим испытанием – он не один раз был на грани отчисления, потому что преподаватели не видели в нем необходимых способностей. Летняя практика, которую Румянцев проходил как коверный клоун (его задачей было развлекать зрителей между выступлениями артистов), принесла Михаилу больше, чем год обучения: он сумел побороть природную стеснительность и боязнь публичных выступлений, стал на путь разработки собственного образа, отойдя от традиционных реприз. Так появился клоун Рыжий Вася, вызвавший искреннюю симпатию у зрителей за свою трогательность и самобытность. Тогда же, выступая в летнем цирке в Парке культуры и отдыха им. М. Горького и во время коротких гастролей в Армении с труппой частного цирка «Колосс», Румянцев отработал популярный образ Чарли Чаплина.

По окончанию цирковой школы молодой артист четыре года «кочевал» по циркам Смоленска, Баку, Сталинграда и Казани. Все это время он находился в творческом поиске индивидуального образа, делая и оттачивая свои номера. Именно в Баку он впервые вышел на манеж без подготовленных реприз на чистом экспромте. И неожиданный успех помог ощутить артисту абсолютную свободу в общении со зрителями.

Веселая парочка

Окончательно новый образ клоуна сформировался во время работы Румянцева в Ленинградском цирке. Летом 1934 года на манеже цирка-шапито в Таврическом саду зрителям был представлен клоун Каран д' Аш – именно так было указано на афишах. Румянцев решил отказаться от цирковой традиции выступать под своей фамилией, и выбрал псевдоним французского карикатуриста Эммануэля Пуара. В течении двух лет Карандаш в мешковатых штанах и ставшей потом знаменитой, а пока странной шляпе стал любимцем публики – четыре премьеры, ни одно выступление не обходилось без нового клоуна.

Был Каран д' Аш - стал Карандаш.

Переехав в 1936 году в Москву, Карандаш тут же покорил столичную публику. Его выступления пользовались огромным успехом, критики и зрители единодушно относились к артисту с большой симпатией. В цирке на Цветном бульваре Румянцев задумался о партнере. Выбор остановил на собаке. Будучи сам небольшого роста, он и собаку искал себе подстать – на фоне овчарки или кавказца со своими 142 см. артист смотрелся бы нелепо. В итоге остановился на шотландском терьере Никс, которого тут же переименовали в Кляксу – на фоне красного сукна манежа черный лохматый пес действительно выглядел как чернильное пятно.

На самом деле у клоуна в «запасе» было несколько собак, которых готовили под конкретные сценки. Но при выходе на манеж они все были Кляксами. Всего за всю карьеру у Румянцева было тринадцать четвероногих партнеров.

Обратите внимание: Знаменитый певец не может нарадоваться наследникам.

Самой знаменитой Кляксой был скотч-терьер Чоп – Румянцев лично посещал с собакой многочисленные выставки, где его питомец заработал не мало медалей.

Карандаш с напарником Кляксой. Фото: every-news.com

Основная задача коверного клоуна – отвлечь внимание зрителей на время смены реквизитов между номерами. Румянцев прекрасно справлялся с этим, для него не было разницы в номерах с какими артистами выступать, будь то дрессировщики, акробаты, жонглеры или фокусники. Он возвел технические перерывы в ранг искусства и отдельных полноценных номеров.

Осенью 1941 года Румянцев уехал в эвакуацию в Омск. Но буквально через полгода вернулся в Москву, где создал артистическую бригаду и с ней выехал на фронт. Военное время требовало другого подхода к творчеству, и артист переключился на политическую сатиру. Знаменитый номер, когда завывающая и лающая в микрофон Клякса изображала выступления Гитлера и Геббельса. Или сценка «Наступление на Москву», где уже сам клоун изображал немецкого солдата, который после «взрыва» в макете танка в лохмотьях убегает за кулисы.

В годы Великой Отечественной войны Румянцев делал упор на сатиру. Фото из свободных источников.
Во время эвакуации Румянцева отказались сажать на поезд вместе с собакой. И он три месяца добирался из Москвы до Омска с чемоданчиком и Кляксой, где пешком, где на попутках, без продовольственных карточек, обморозив руки и ноги.

Король смеха

После войны Румянцев решил продолжать свои выступления в жанре политической сатиры, подготовив десятки реприз из жизни советских граждан. Делал он это очень тонко и филигранно, не выходя за рамки недопустимого государством и при этом заставляя зрителей самим додумывать недосказанное. Например, знаменитая сценка про дефицит брежневских времен, когда артист выходил на манеж с авоськой, забитой банками с икрой, сервелатом, ананасами (конечно все это были муляжи) и молчал. Когда зал тоже затихал, клоун обращался к зрителям: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!».

Филигранная сатира Короля смеха. Фото: homsk.com

Начиная с пятидесятых годов Румянцев очень много гастролировал как по Союзу, проехав страну от Владивостока до Одессы, так и за рубежом, где его выступления проходили с полным аншлагом. Он не забывал про своих учеников Олега Попова, Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, приглашая их работать как партнеров по манежу.

Ученики и партнеры по манежу Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (справа). Фото: maxpark.com

Вне манежа Румянцев был очень серьезным и ответственным человеком, особенно в рабочих вопросах. Считал недопустимым перенос или отмену репетиций. Как-то на гастролях в Сибири в помещении цирка провалилась крыша, и снег падал прямо в зал. Карандаш заявил, что это не причина отменять представление, в итоге зрители в шубах и валенках смотрели выступления артистов, одетых в свои обычные костюмы.

Артист был убежден, что клоун на манеже должен исполнять все трюки сам, без каких-либо дублеров, и требовал этого от своих учеников. Сам Карандаш стал отказываться от опасных трюков только в шестьдесят с лишним лет, исключив из программы сцены на канате под самым куполом.

Не обошел Румянцев стороной и кинематограф. Среди более десяти ролей в основном артист играл самого себя, за исключением фильма «Девушка с характером», где Михаил сыграл официанта, и роль итальянца в картине «Иван Никулин – русский матрос». А еще в копилке знаменитого клоуна есть «собственные» мультипликационные фильмы – «Карандаш и Клякса – веселые охотники», «Девочка в цирке», «Киноцирк».

В роли официанта в фильме "Девушка с характером". Фрагмент из фильма.

Великий маленький человек

Румянцев никогда не комплексовал по поводу своего роста, и супругу выбрал значительно выше и младше себя, прожив с ней в итоге 50 лет. Кстати, именно Тамара и дала ставшее знаменитым прозвище Клякса лохматому партнеру артиста. Михаил и Тамара были не просто супругами, но коллегами и единомышленниками. Одно омрачало их отношения – любовь Румянцева к алкоголю. Супруга строго наказывала сотрудникам цирка ни в коем случае не покупать мужу спиртное. Но тот всегда умудрялся так или иначе достать любимый коньяк. Доходило до того, что коллеги передавали напиток в собачьей миске для еды, только чтобы Тамара Семеновна не заметила.

Памятник Карандашу и Кляксе около Гомельского цирка (слева) и в Москве на ул.Ефремова,12. Фото: homsk.com

55 лет – столько Михаил Румянцев отдал цирку. Он всегда отличался крепким здоровьем и выходил на манеж буквально до последних дней. Умер артист 31 марта 1983 года – буквально за две недели до этого он еще веселил публику своими номерами, потом простуда и осложнение в виде пневмонии, которая и стала причиной смерти.

Могила Михаила Николаевича Румянцева на Кунцевском кладбище, Москва. Фото: homsk.com

К могиле великого клоуна на Кунцевском кладбище в Москве до сих пор приносят цветы многочисленные поклонники, отдавая дань памяти любимому Карандашу.

Что еще можно почитать:

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

Белла Ахмадулина: последний лирик ХХ века.

Любовь Полищук: почему актрисе не давали главных ролей в кино и как Роберт де Ниро выбрал ее королевой красоты.

Сергей Герасимов: как режиссер снимал "Тихий Дон".

Леонид Гайдай: боготворил Чаплина, своими руками сделал скрипку, отказал в съемках Дональду Трампу и Милле Йовович.

Зиновий Гердт: он не играл, а жил каждой своей ролью.

Алексей Баталов: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено»

Михаил Глузский: как актер второго плана стал "Легендой российского кино".

Лев Борисов: почти все свои роли он получал без проб

#цирк #знаменитость #артист #клоун #кино #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек.