Павел Третьяков: Хранитель русского искусства

История всемирно известной Третьяковской галереи могла закончиться еще в 1899 году, когда после смерти знаменитого промышленника и мецената Московский окружной суд признал его завещание недействительным! При составлении документа Третьяков отказался от услуг нотариуса и допустил юридическую ошибку – семья никогда официально не признавала умственную отсталость сына Михаила, и согласно закону, он становился единственным наследником – супруга и дочь получали незначительные доли, а все остальные наследные отчисления считались недействительными. Также была проблема с одним из подписантов завещания – как служащий предприятия Третьякова и, по мнению суда, заинтересованное лицо он не мог засвидетельствовать документ. В итоге галерея лишалась дома в Лаврушинском переулке и очень солидной суммы, определенной на ее содержание. Дело было громким, и только после вмешательства Николая II на повторном заседании суд «во исполнение высочайшего повеления» утвердил завещание.

«Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо…»

Родился Павел Третьяков в семье потомственных купцов. Его дед «приучал» англичан к салу, а отец торговал тканями. Как старшего сына Павла с детских лет приучали к семейному делу – уже в 15 лет он вел бухгалтерию в отцовских предприятиях. Осиротев в 18 лет, парню вместе с младшим братом Сергеем пришлось принимать дела. Братья к бизнесу подошли основательно, значительно расширив дело отца. Из рядовых купцов, владевших пятью доставшимися по наследству лавками, Третьяковы стали крупнейшими предпринимателями и промышленниками – открыли ткацкую мануфактуру в Костроме, ставшую в итоге крупнейшим подобным предприятием в России, расширили торговую сеть и ассортимент – если отец делал упор на полотно, то братья торговали хлебом, дровами, шерстью, льном, завозили из-за границы шелк и батист. Приобрели два доходных дома на Рождественке и Неглинке.

Павел и Сергей (справа) Третьяковы. Фото из свободных источников

Современники отмечали редкую сплоченность, дружбу и родственную любовь братьев, которую те сумели сохранить на всю жизнь. Они все старались делать совместно – надежные и верные партнеры по бизнесу, оба «болели» искусством, вместе посещали выставки, театр, концерты.

В восемнадцатом веке среди русского купечества благотворительность и меценатство считались делом обыденным. Будучи в абсолютном большинстве людьми набожными, они следовали христианским принципам жертвования и помощи нуждающимся. А еще это был способ высказать благодарность Богу за успех и покровительство. При этом в благотворительности придерживались правила отказа от завещания, а при жизни купцы все средства предпочитали пускать в оборот. Павел Третьяков одним из первых нарушил эту традицию, став оказывать помощь нуждающимся не дожидаясь кончины.

Павел Третьяков работы Ильи Репина (слева) и Ивана Крамского

Начав с попечительства училища для глухонемых детей в 1869 году, он выделял деньги и другим учебным заведениям. На свои средства открыл и содержал клинику, жертвовал немалые средства на приюты. Финансировал экспедицию Миклухо-Маклая. Знакомые, соседи, местные церковники – Третьяков никогда не отказывал обратившимся за помощью. Знаменитый Абрамцевский художественный кружок известный меценат Савва Мамонтов организовал в том числе под влиянием свояка – Третьяков был женат на его двоюродной сестре Вере.

«Нажитое от общества должно быть возвращено обществу…»

Коллекционированием Павел Третьяков увлекался с детства, при любой возможности скупая на рынке и в окрестных лавках миниатюры, литографии и гравюры. Началом же знаменитой коллекции можно считать 1856 год, когда Павел Михайлович купил картины Николая Шильдера и Василия Худякова. Работы «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами» можно смело считать первыми полотнами будущей галереи.

С картины "Искушение" Николая Шильдера начиналась знаменитая коллекция.

Третьяков сразу решил отдать предпочтение русским художникам. По одной из версий он вначале просто не разбирался в искусстве и после того, как купил по случаю картины голландских художников, которые оказались подделками, решил, что надо сотрудничать напрямую с отечественными мастерами. По другой версии Павел Михайлович был ярым оппонентом западников, которые умаляли достоинство и значимость русских художников, отводя им роль простых подражателей европейским мастерам. В принципе причина не столь и важна – главное результат, а он у Третьякова был более чем значителен.

В подборе и приобретении произведений Третьяков руководствовался не столько личными предпочтениями и вкусе, сколько тогда уже сформированном понимании создать не частную коллекцию, а доступную общим массам галерею. Покупая картины, он действовал подчас агрессивно. Известны случаи, когда Павел Михайлович буквально перекупал полотна, которые хотели приобрести члены царской семьи и сам Александр III. Устроители выставок, желая упредить Третьякова и угодить императору, решили не продавать картины, пока их не осмотрит государь.

Обратите внимание: Голая Мадонна стала произведением искусства.

В итоге Павел Михайлович стал скупать напрямую у художников, и нередко на вернисажах были выставлены полотна с табличками, на которых было указано, что это собственность Третьякова.

«В суриковском зале зашел разговор о «Боярыне Морозовой». Государь попросил было уступить картину для своего музея. Павел Михайлович на то ответил, что она ему уже не принадлежит, ибо он передает галерею городу. Тогда Александр III отступил несколько от Третьякова и низко поклонился ему»
Из воспоминаний писателя Льва Анисова
Картину Сурикова "Боярыня Морозова" Третьяков купил за 25 тыс. рублей

Сами художники, не смотря на «прижимистость Павла Михалыча» (Третьяков умел считать деньги, и нередко торговался долго и упорно, в желании сэкономить для будущих покупок), считали за честь оказаться в его коллекции. Да и сам Павел, на самом деле, при покупке стремился поступать по справедливости. Известную «Тройку» Перова меценат приобрел всего за 50 серебряных рублей. А незаконченную картину «Никита Пустосвят. Спор о вере» купил после смерти художника у его наследников за 7000, поддержав таким образом семью покойного мастера и друга.

"Тройка", Василий Перов

В конце 60-х годов Третьяков задался целью собрать портреты известных людей. Кто-то, как Крамской и Репин, работали по заказу мецената – первый написал Грибоедова, второй создал портрет Глинки. Выкупал коллекционер и готовые произведения – так у него появились портреты поэта Нестора Кукольника работы Брюллова и Николая Гоголя художника Федора Моллера. Немного сложнее было с живыми легендами – например Лев Толстой долго отказывался и согласился позировать только с условием написания двух портретов, чтобы один оставить себе. В итоге лучшая работа художника Крамского все же оказалась в галереи – так решил сам писатель. Кстати, именно по совету Льва Николаевича Третьяков купил для галереи картины Репина «Иван грозный и его сын» и «Милосердие» художника Николая Ге. Произведения считались властями «вредными и недопустимыми», и своим таким шагом коллекционер сподвигнул художников работать не обращая внимания на реакцию цензуры.

"Запрещенная" картина Ивана Репина "Иван Грозный и сын".

Первоначально выставку коллекции Третьяковы организовали на втором этаже своем доме в Лаврушенском переулке, открыв к ней общественный доступ в 1867 году. Павел Михайлович прекрасно понимал, что это временное решение – коллекция постоянно росла, и стал строить отдельное помещение для будущей галереи. Через шесть лет в пристройке к усадьбе начала свою работу «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В 1890 году с получением статуса национального музея посещение стало бесплатным для всех желающих.

Усадьба Третьяковых в Лаврушенском переулке. Фото: pastvu.com

В 1892 году умирает Сергей Третьяков – младший брат завещал городу свою часть коллекции (он собирал произведения западноевропейских художников) и половину дома. Павел Михайлович присоединился к решению брата и в итоге передал городу всю галерею, оставаясь до конца жизни ее попечителем.

Будучи обеспеченным человеком, Третьяков не терпел роскоши и в быту был весьма скромным. Бескорыстие и благотворительность Павла Михайловича были искренними – он категорически не принимал хвалебных од и славословия в свой адрес - в момент передачи коллекции в дар городу он даже на время уехал из Москвы, чтобы избежать торжественных и благодарственных мероприятий в свою честь.

Семья Павла Третьякова: супруга Вера Третьякова (Мамонтова, слева) и дети. Фото: novostej.net

В своем завещании Павел Михайлович выделил средства на содержание галереи, детского интерната, дома для вдов и сирот художников, обустройства богаделен. Были определены стипендии для Московской консерватории, Университета, трех училищ. Рабочие предприятий Третьяковых получали дополнительные выплаты и пенсии.

Умер Павел Третьяков 16 декабря (4 декабря по старому стилю), не дожив до своего 66-летия 11 дней. И даже после смерти он не забывал о своем «детище» - по завещанию галерее были переданы более 60 икон, которые Третьяков собирал не одно десятилетие.

Бесценный дар Павла Третьякова потомкам. Фото: tretyakovgallery.ru

Похоронили Павла Михайловича на Даниловском кладбище, рядом с братом. В 1948 году Третьяковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

Семейное захоронение Третьяковых на Даниловском кладбище, Москва. Фото: kartarf.ruМогила Третьяковых на Новодевичьем кладбище, Москва. Фото: kartarf.ru

Основатель всемирно известного музея, Почетный гражданин Москвы, член Совета Петербургской академии искусств – Павел Михайлович Третьяков был истинным собирателем и хранителем русского искусства.

Что еще можно почитать:

Валентин Гафт: "Я в жизни переторопился, а надо было замедлять..."

Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

Белла Ахмадулина: последний лирик ХХ века.

Любовь Полищук: почему актрисе не давали главных ролей в кино и как Роберт де Ниро выбрал ее королевой красоты.

Сергей Герасимов: как режиссер снимал "Тихий Дон".

Леонид Гайдай: боготворил Чаплина, своими руками сделал скрипку, отказал в съемках Дональду Трампу и Милле Йовович.

Зиновий Гердт: он не играл, а жил каждой своей ролью.

Алексей Баталов: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено»

#музей #искусство #знаменитости #благотворительность #художники #меценатство #картины #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Павел Третьяков: Хранитель русского искусства.