Каждый из нас сегодня - автор. Постов в соцсетях, статей на свой сайт, текстов для подкаста...Как правильно выбрать нужный жанр и не ошибиться с его написанием?
Вы садитесь за текст. Какой у вас замысел? Написать о себе? Тогда подумайте: вы веселый и непринужденный детский врач типа Комаровского? Или строгий критик существующих устоев и нравов а-ля Доренко? Вы же не можете себе представить, чтобы первый с серьезным лицом изобличал детишек и их родителей, а второй – легко и весело, приятно "гекая" на южный манер, рассказывал об ошибках политиков?
Поэтому для начала поймите, какая перед вами задача. А потом прочитайте эту статью о самых популярных современных жанрах и запомните, что для чего и в каких случаях лучше подходит для вашего текста. Самые востребованные жанры сегодня это статья, эссе, рецензия и релиз.
Эти разделения существуют не для того, чтобы вас запутать, а чтобы наоборот, помочь вам легче и в любое время пользоваться их основными инструментами. Как в этикете – десятки приборов за столом вообще-то были придуманы не для усложнения жизни типа сойди с ума, пытаясь понять, когда что брать! А напротив – чтобы, запомнив основные их различия, потом уже ни разу не ошибиться с выбором того, что вам нужно здесь и сейчас. То же и с жанрами.
Итак: мы уже писали про виды статей. Статья – отличный вариант описания вашей деятельности на сайте, ценностей, опыта, истории неудачи и выхода из сложной ситуации, истории успеха или полезного лайфхака.
Рецензия. Главное в ней — объект, а не то, как его видит автор. Никогда не является прямым пересказом сюжета, концепции или научной гипотезы. Создается по определенной схеме: состоит из вводной информации, основного абзаца, конкретики и деталей в смежном абзаце и заключения. Передайте настроение, главные детали – "что", "где", "когда", "для кого".
Из личного архива
Релиз. Это профессиональный текст для профессионалов или заинтересованных именно с точки зрения спроса-предложения лиц. Его задача - показать вкратце объект максимально интересным и полезным для дальнейшего развития. Что может привлечь компаньонов, сотрудников, клиентов, партнеров. И потому, кстати, из всех жанров он самый короткий – на три-четыре абзаца. Потому что время-деньги. Визуально все должно размещаться на две трети, три четверти экрана и находиться где-то в центре его, посередине.
Потому что дальше потенциальный партнер и клиент не пойдет. И вам надо в этот кусок вместить концентрат полезной информации. Идеален для описания нового предложения от вас – акции, продукта, услуги, события.
У релиза тоже своя структура. В первом абзаце идет сухая вводная информация. Во втором – ее разворот. В третьем – детали, мнения организаторов, участников. В четвертом – конкретика типа где зарегистрироваться, скачать план и т.п. Третьего абзаца может не быть – тут на ваше усмотрение.
Эссе – самый малопонятный большинству жанр, но при этом с самыми крутыми возможностями для раскрытия вашего "Я"! Спросите у Монтеня! Уместно для блогов, колонок, самопрезентаций, всяких личных текстов. Эссе – размышление, рассуждение, взвешивание. Эссе — субъективны, тогда как все остальные жанры — объективны.
Т.е. главный объект в эссе – это как раз ваша точка зрения на что-то. И темой поэтому может быть все, что угодно, хоть дверная ручка. Здесь самая большая ценность именно в авторской точке зрения и авторском стиле. Во всех остальных главной будет оставаться ручка двери, а в эссе – то, как вы ее воспринимаете. В эссе ключевые – ваш стиль и ваши ценности. О чем бы вы ни написали, все будет показывать ваш жизненный и лексический багаж, темперамент, цели, стремления, ценности. Структура: Вступление, раскрытие темы, завершение.
Выбирайте то, что больше всего подходит для вашей задачи! В блог – эссе, в СМИ рецензию или статью, на сайт – релиз. И не путайте вилки за столом!
Юлия Милович-Шералиева