Ольга Аросева: просила милостыню в Праге и сама водила троллейбус

У знаменитой актрисы не было полноценного театрального образования - Аросева за два года до выпуска бросила учебу в Московском театральном училище ради труппы Ленинградского театра комедии, куда устроилась по диплому своей сестры Елены. Сама актриса позже шутила, что у нее один профессиональный документ – об окончании курсов водителей троллейбуса – она закончила их по настоянию Эльдара Рязанова, когда снималась в его картине «Берегись автомобиля».

Лелечка

Родившись в Москве, в семье советского дипломата Александра Аросева и польской аристократки Ольги Гоппен, детство будущей «пани Моники» прошло в Европе. Франция, Швеция, Чехословакия, Литва и Латвия. Когда девочке исполнилось 5 лет, родители разошлись по инициативе мамы. Отец один воспитывал троих дочерей, стараясь привить им чувство прекрасного – Александр Яковлевич был личностью творческой, писателем, заядлым театралом. Склонность и тяга к актерству у девочки проявилась с самого раннего возраста – уже с трех лет она была постоянным участником культурных мероприятий при посольствах.

Ольга Аросова (в центре) с сестрами Еленой и Натальей. Фото: mirtv.ru

Из-за увлечения театром младшей дочери отец чуть не поплатился карьерой: после просмотра спектакля «Трехгрошовая опера» в Пражском театре, Ольга с местной подружкой порезали в лоскуты свои платья и отправились на улицу просить подаяние, жалуясь прохожим на «злого папу». История о том, что дочь советского дипломата просит милостыню, тут же попала в местные газеты. Слава богу обошлось, скандал удалось замять.

В школу Аросева пошла в 1933 году, по возвращению отца в СССР. Александру Яковлевичу поручили руководить Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей, и дома – в том самом знаменитом «на набережной» - нередко гостили Ромен Роллан, Немирович-Данченко, Александр Таиров, Борис Ливанов. Ничего удивительного, что Ольга, как и старшая сестра Елена, посещали школьный драмкружок и занимались в детской театральной студии. В 1937 году отца арестовали. Ольге тогда было 12 лет. Сестрам удалось избежать интерната для детей врагов народа – мама сумела их отбить и забрать к себе.

На авиационном параде в Тушино, 1934 год. Фото: pressa.tv

Училась Аросева не ахти, как говорится, ради аттестата. С началом войны вместе с сестрой Еленой отказалась от эвакуации, вместо этого поступив в Цирковое училище. Которое вскоре бросила, перейдя в Московское театральное училище, где уже училась сестра. В училище руководитель курса Владимир Готовцев «устроил» молодой студентке несколько эпизодических ролей на сцене второго МХАТа. Видимо, воодушевленная таким «профессиональным взлетом», в 1946 году Аросева бросает учебу и сбегает в труппу Ленинградского театра комедии, который гастролировал в Москве. При устройстве на работу Ольга предъявила диплом сестры, окончившей училище в 1945 году, и ее взяли актрисой вспомогательного состава.

Одна из первых ролей в фильме "Драгоценные зерна", 1948г. Фрагмент из фильма

Период становления актрисы оказался очень непростым - работы практически не было, худрук Николай Акимов ролями молодую актрису не баловал. В это сложное время огромную поддержку Аросевой оказала Фаина Раневская. С легендарной актрисой Ольга познакомилась благодаря матери – та сблизилась с Фаиной Георгиевной во время своей работы помощницей супруги Молотова. Раневская как раз снималась в «Золушке», и в каждый свой приезд в Ленинград на съемки в обязательном порядке встречалась с Аросевой, подкармливая ее пирожками из Елисеевского гастронома, помогала советами, интересовалась успехами «Лелечки» у Акимова. Не смотря на разницу в тридцать лет, Аросева поддерживала отношения с Раневской до самой смерти великой актрисы, считая ее наравне с Татьяной Пельтцер своими главными наставниками.

Падения и взлеты великой «клоунессы»

Так и не сумев реализоваться в Ленинграде, в 1950 году Аросева возвращается в Москву и поступает на службу в Театр Сатиры. Как оказалось, на всю оставшуюся жизнь. Непростой, взрывной характер девушки стоил ей 10 лет «забвения» - в 1957 году худруком театра становится Валентин Плучек. Аросева в открытую выражала свое недовольство его методами управления коллективом. Последней каплей явился демарш актрисы, которая на одной из вечеринок заявила, что худруком должен быть не Плучек, а ее давний товарищ Евгений Весник, работавший в театре режиссером.

Обратите внимание: 44-летняя певица сфотографировалась в бане, обмотавшись в простыню..

Худруку эту «крамолу» донесли, в результате Весник ушел в Малый театр, а актрису лишили всех ролей, оставив при этом в труппе. Окончательно Плучек и Аросева помирились только к 1975 году – режиссер сразу же дал роль в новой постановке «Пена» Михалкова, за которую через два года актриса получила Государственную премию им. Станиславского.

Мадам Ксидиас в фильме "Интервенция". Фрагмент из фильма

«Ссыльное» десятилетие Аросева была вынуждена подрабатывать игрой в других театрах – так три года она играла в Театре на Малой Бронной. И съемкой в кино. Как раз на этот период и выпала роль, сделавшая ее известной как киноактрису – Люба, невеста главного героя в фильме «Берегись автомобиля». Специально к этому фильму актриса закончила профессиональные курсы водителя троллейбуса, получила диплом и в кадре собственноручно водила машину. На тот период у Аросевой уже был опыт киносъемок – «Девушка без адреса», «Гость с Кубани», «Яблоко раздора» - к 1966 году у нее в багаже было уже 19 киноролей и 6 телеспектаклей. Но именно Рязанов сделал Ольгу «известной актрисой Аросевой».

В фильме "Берегись автомобиля" Аросова сама водила троллейбус. Фрагмент из фильма.

Как обычно бывает, известность и востребованность ходят вместе. Предложения от режиссеров посыпались как из рога изобилия – «Интервенция», «Трембита», «Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» - всего за свою карьеру Аросьева снялась более чем в 50 фильмах и 7 телеспектаклях. И пусть у нее практически не было главных ролей – второй план в исполнении Ольги Александровны был достоин внесения в учебники по актерскому искусству и мастерству.

В роли матери Олеси в фильме "Трембита". Фрагмент из фильма

Та самая пани Моника

В 1966 году заведующий труппой театра Сатиры Георгий Зелинский приступил к съемкам телешоу «Кабачок «13 стульев». Программа подразумевала двух героинь – на роль пани Терезы режиссер утвердил свою супругу Зою Зелинскую. А исполнительницу роли пани Моники уже предложила жена Зелинского. Роль оказалась буквально спасательным кругом для бывшей в опале актрисы. Пани Моника очень быстро завоевала сердца зрителей, на телевидение пачками приходили письма с требованием увеличить количество сценок с любимым персонажем. В итоге героиня Аросевой стала ведущим персонажем передачи на все 15 лет съемок.

Зрители сразу полюбили несравненную пани Моника. Фрагмент из "Кабачок "13 стульев"

Кстати, «Кабачок «13 стульев» стал одной из основных причин примирения Плучека и Аросьевой – зрители шли в Театр в том числе с желанием лишний раз увидеть игру любимой пани Моники, и режиссер не мог с этим не считаться. А начиная с 1977 году после ухода из театра Татьяны Пельтцер практически все ее роли Плучек отдал Аросьевой – Марселина в «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Кукушкина в «Доходном месте», Мария Ивановна в «Маленьких комедиях большого дома» и др.

Марселина в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Фрагмент спектакля

К девяностым годам уже Народная артистка РСФСР Аросьева становится первой актрисой труппы - миссис Бэнкс в «Босиком по парку», мадам Розпетл в «Папа, папа, бедный папа!...», Памела Кронки в «Как пришить старушку» - актриса играет в семи премьерных постановках.

«…вся моя жизнь посвящена профессии»

Кипучесть и энергичность Аросевой сказалась и на личной жизни. Актриса никогда не делала большого секрета из своих отношений с мужчинами – 4 официальных брака и множество романов:

«Я человек увлекающийся. Больше предпочитала гражданские отношения с мужчинами, никого не отягощающие…Никогда у меня не случалось трагических романов, наоборот – все они были веселыми и необременительными»...
Из воспоминаний Ольги Аросевой

Не имея детей, всю свою энергию Ольга Аросева отдавала театру. И друзьям, которых любила принимать по выходным на даче.

Чебоксарова в спектакле "Бешеные деньги". Фрагмент из спектакля

Сыграв более полутора тысяч ролей в театре и кино, отдав без малого 70 лет творчеству, будучи уже 20 лет Народной артисткой России, актриса к своему 80-летию наконец-то получила диплом Щукинского училища – коллеги расстарались.

Людмила Степановна, мать Ольги Александровны в сериале "Сваты". Фрагмент из сериала

Последние годы Аросева боролась с тяжелой болезнью – у нее диагностировали рак. Она предпочитала не распространяться о заболевании, продолжая до последнего играть на сцене, сниматься на телевидении. 10 октября 2013 года Ольгу Александровну срочно госпитализировали, сделали полное переливание крови. Не помогло – 13 октября актриса скончалась.
Похоронили Ольгу Аросеву на Головинском кладбище Москвы.

Могила Ольги Александровны Аросовой. Фото: tv-week.am

Что еще можно почитать:

Леонид Броневой: играл в домино на деньги, чтобы купить еды для дочери

Павел Третьяков: Хранитель русского искусства

Валентин Гафт: "Я в жизни переторопился, а надо было замедлять..."

Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

Белла Ахмадулина: последний лирик ХХ века.

Любовь Полищук: почему актрисе не давали главных ролей в кино и как Роберт де Ниро выбрал ее королевой красоты.

Сергей Герасимов: как режиссер снимал "Тихий Дон".

Леонид Гайдай: боготворил Чаплина, своими руками сделал скрипку, отказал в съемках Дональду Трампу и Милле Йовович.

#актриса #кино #театр #знаменитости #комедия #женщины #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Ольга Аросева: просила милостыню в Праге и сама водила троллейбус.